Главная » Арктика теперь точно наша

Новейшая ледостойкая платформа

Осенью этого года в свой первый поход отправится новейшая ледостойкая платформа «Северный полюс», которая позволит до двух лет ученым дрейфовать во льдах, исследуя Арктику.

Сто лет назад Арктика была недоступна, как и космос. И первая космическая станция на орбите в 1960-х, и первая дрейфующая научная станция вблизи Северного полюса стали советскими. С 1937 года состоялось уже более 40 подобных экспедиций, а поход «Северный полюс – 22» оказался рекордным: лагерь непрерывно работал на протяжении 9 лет, продвинувшись за это время более чем на 17000 километров.

Современный транспорт, снабжение и оборудование — все это, конечно, сделало пребывание ученых в Арктике намного комфортнее. Однако ситуацию усложнил климат: из-за глобального потепления полярные льды стали слишком ненадежными. Экспедицию «Северный полюс – 40» в 2013-м пришлось срочно эвакуировать, а вскоре от традиционных станций и вовсе отказались. Частично с функциями таких платформ справляются автоматы, которые самостоятельно дрейфуют в океане, ведя метеорологический мониторинг. Кроме того, за Арктикой сегодня наблюдают спутники и авиация, в том числе беспилотники.

«В ряде случаев для составления качественных прогнозов необходимы именно постоянные данные. А уж взять физические пробы или провести натурные эксперименты со спутника или вертолета просто невозможно. Конечно, существуют еще ледоколы и суда ледового класса. Но для них это непрофильное занятие: в силу особенностей конструкции туда нельзя погрузить достаточно оборудования и лабораторий, комфортно разместить членов экспедиции. Да и предназначены они не дрейфовать во льдах, а пробиваться через них», — говорит директор Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) Александр Макаров.

Формат яйца

Подходящий для дрейфа вариант известен с незапамятных времен. По некоторым данным, плоскодонные округлые суда, на которых ходили викинги и русские поморы, позволяли зимовать на севере. При небольшой осадке они не сжимались, а выталкивались замерзающими льдами и могли дрейфовать в них, пока весна не откроет свободный путь. Этот принцип использовал и Фритьоф Нансен при постройке деревянной шхуны «Фрам», которая в конце XIX – начале XX века поучаствовала в нескольких экспедициях в Арктику и Антарктику и благополучно дрейфовала, вмораживаясь в толстый паковый лед холодных морей.

Взлетно-посадочная площадка на верхней палубе может принимать вертолеты Ми-8 и Ми-38. Это позволит доставлять грузы, необходимые для работы экспедиций продолжительностью до двух лет.

«В итоге мы имеем судно класса Arc5, в том числе по энерговооруженности: мощность головного двигателя составляет 4200 кВт. При этом корпус из сверхпрочной стали соответствует Arc8, что позволяет работать во всей акватории Северного Ледовитого океана», — рассказал Александр Макаров, доктор географических наук, профессор РАН, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), участник многих полярных экспедиций.

Читайте также  Электросамокаты 1916 года

Работы на петербургских Адмиралтейских верфях стартовали в 2018 году, весной 2022-го судно было готово на 95%.

Для комфортного пребывания людей во время долгих полярных экспедиций на судне предусмотрен обогрев основных проходов, наружных дверей, крышек, систем жизнеобеспечения.

«Северный полюс» позволит вести длительный мониторинг ледовой обстановки, организовать исследования и наблюдения в области гляциологии, метеорологии, геологии и биологии моря, изучать ионосферу и магнитосферу Земли.

По словам Александра Макарова, «Новое судно поможет улучшить ледовые прогнозы для навигации на Северном морском пути. Эксперименты в области механики разрушения льда станут основой для создания более безопасной инфраструктуры во всем транзитном коридоре Азия – Европа».

Характеристики судна

  • проект: 00903
  • водоизмещение: 10 373 тонн
  • осадка: 8,6 метров
  • длина: 83,1 метров
  • ширина: до 22,5 метров
  • персонал: 14 человек экипажа и 34 человек научного персонала (15 лабораторий)
  • автономность: до 2 лет (по запасу топлива)
  • срок службы: не менее 25 лет

Источник: Yandex.ru. Фото: Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, Росатомфлот.

,

Расскажите друзьям