Перейти к содержимому
Главная » Культура и искусство » Чем знаменит «Чёрный квадрат» Каземира Малевича?

Чем знаменит «Чёрный квадрат» Каземира Малевича?

«Чёрный квадрат» Малевича: чем знаменита картина

В истории искусства редко встречаются произведения, которые меняют всё вокруг – даже само представление о творчестве. Именно таким явлением и стал знаменитый «Чёрный супрематический квадрат» Казимира Малевича. Эта работа по праву считается не только одной из самых громких в XX веке, но и фундаментом для всего современного искусства, его точкой отсчёта и своего рода новым каноном.


Рождение нового взгляда на живопись

Идея создать полотно, лишённое привычных сюжетов, обрамлённое лишь суровой простотой геометрии, появилась у Малевича в начале 1910-х. Художник экспериментировал с абстракцией, мечтая освободить живопись от оков узнаваемых предметов. Вдохновением для появления «Квадрата» стала работа над футуристической оперой «Победа над Солнцем», для которой Малевич разрабатывал декорации вместе с Михаилом Матюшиным и Алексеем Крученых. По словам художника, первый замысел возник ещё в 1913 году — он мечтал представить картину как занавес, зародыш чего-то совершенно нового и грозного, способного стать прародителем других форм.

Однако документы свидетельствуют: законченная работа увидела свет 8 июня 1915 года. Именно эту дату исследователь Александра Шатских называет точкой рождения первого «Чёрного квадрата».


Скандальная сенсация экспозиции «0,10»

Широкой публике Малевич представил свою картину в декабре 1915 года на легендарной выставке в Художественном бюро Надежды Добычиной в Петрограде — «Последняя футуристическая выставка «0,10». Само её название отсылало к идее нуля — точке абсолютного обнуления формы и смыслов. Как объяснял теоретик Иван Клюн, перед художниками стояла «грандиозная задача создания формы из ничего».

Также по теме:  Иван Крамской - выдающийся художник и арт-активист

На выставке зрителей встречали 155 работ, воплощавших идеи беспредметности. Малевич же представил целую серию: 39 картин с лаконичными геометрическими фигурами, среди которых «Чёрный квадрат» занимал центральное место. Его повесили не просто рядом с остальными — полотно заняло «красный угол», где в традиционном доме размещалась икона. Своё творение Малевич называл «голой иконой», лишённой рамы, но наделённой высшим смыслом.


Почему «Чёрный квадрат» стал феноменом?

Толкования этой знаковой картины всегда были разными. Для современников, по мнению историков, он стал иконой нового времени — мирской заменой древним сакральным образам. Авторы трудов о Русском музее писали: произведение Малевича действительно восприняли как духовное, символическое знамя эпохи, стремящейся освободиться от прошлого.

Но «Чёрный квадрат» ломал не только визуальные ожидания. Искусствовед Ирина Вакар отмечала: классика основывалась на мастерстве изображения, поиске собственного стиля, передаче действительности — всё это показалось вдруг устаревшей догмой. После «Квадрата» ценность живописи сместилась: теперь главным был свежий взгляд, дерзкая концепция, поиск новых идей; художником становился всякий, кто осмелился изобрести нечто ранее невиданное.

Также по теме:  Владимир Маковский — признанный мастер бытового жанра

В книге «Приключения «Чёрного квадрата» исследовательницы Горячева и Карасик уточняют: строгий геометризм картины — лишь видимость. На самом деле перед нами не идеальный квадрат, написанный под линейку, а рукотворный четырёхугольник, безупречной симметрии в нём нет. Малевич сознательно отказался от механической точности ради живого человеческого жеста.


Суть супрематизма и новый взгляд на искусство

С «Квадратом» художник поставил крест и на главной традиции искусства — изображать окружающую действительность, добавлять декоративную составляющую. Малевич писал: «Раньше живопись всегда была лишь эстетической оболочкой вещей, но никогда не была полноценным самостоятельным искусством». Его полотно — радикальный разрыв с канонами: на первый план выходит самостоятельная идея, а не копирование природы или быта.


Прецеденты и уникальность

Любопытно, что Малевич не был первым, кто представлял публике закрашенную чёрным поверхность. В XVII веке Роберт Фладд написал «Великую тьму» (1617), позже возникали аллюзии у французских художников XIX века и гумористические вариации: например, «Битва негров ночью», ставшая анекдотом в среде авангардистов. Однако только Малевич превратил этот приём не в концептуальную шутку, а в серьёзное программное высказывание.

Теоретик искусства Саманта Тэрроу отмечала: «Малевич первым отказался от иронии, представив уникальное произведение искусства, в котором визуальный образ полностью совпадает с названием. То, что видит зритель — и есть «Чёрный квадрат».

Также по теме:  Василий Перов: беспокойный художник с добрым сердцем

Многообразие вариаций и культурное наследие

За свою жизнь Малевич создал четыре версии «Чёрного квадрата»: оригинал 1915 года, вариант для Венецианской биеннале (1923), новую редакцию для Третьяковской галереи в 1929-м и ещё одну — для масштабных выставок 1932 года. Каждый экземпляр становился вехой, символом веры художника в силу нового искусства.

ГодНазначение/местоПримечание
1915Первая футуристическая выставка «0,10»Оригинал; выставлен в красном углу
1923Венецианская биенналеДля международной аудитории
1929Персональная экспозиция в ТретьяковкеВторой крупный показ в СССР
1932«Художники РСФСР», «Искусство эпохи империализма»Для всесоюзных выставок

Что олицетворяет «Чёрный квадрат» сегодня?

Трактовки феномена множатся с каждым десятилетием. Одни видят в картине революцию и актуальный вопрос: что считать искусством? Для других — это современная икона, символ освобождения от диктата прошлого. Она не только полностью разрушила каноны старого мира, но и превратила живопись в пространство бесконечных идей, где ценится не техника, а внутренний посыл, упрямая храбрость быть непохожим.


Почему «Чёрный квадрат» не забывается?

«Чёрный супрематический квадрат» Казимира Малевича — не просто картина. Это визуальный и идеологический вызов, зеркало времени и философия новой эпохи. Она до сих пор заставляет спорить, удивляться, противопоставлять и открывать новое — в своей голове, во всём искусстве, в окружающем мире. Именно потому «Квадрат» остаётся символом смелости и свободы, знаком того, что искусство — прежде всего поиск и рождение чего-то невиданного.

Фото: commons.wikimedia.org

Поделиться с друзьями: