Главная » Эраст Гарин. «Я спешу на репетицию окрыленный, потому что ожидаю встречи с Гариным»

Эраст Гарин. «Я спешу на репетицию окрыленный, потому что ожидаю встречи с Гариным»

Эраст Павлович Гарин относился к плеяде «недооцененных» актеров советского театра и кино. Сказочный король, нерешительный жених, напористый профессор археологии – это лишь начало внушительного списка его ролей. А сколько он мог бы их еще сыграть?

Гарин начал свой творческий путь под руководством гениального театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, проработав с ним более 10 лет. Их совместное творчество балансировало на грани ссор и примирений. Но даже не внушительный на театральном поприще срок, позволял актеру открыто спорить с режиссером. А, скорее, какое-то тонкое взаимопонимание между двумя нестандартными личностями.

Кстати, затевать спор с Мейерхольдом позволялось только ему. Последний прощал ему даже негативное отношение к своей жене Зинаиде Райх (бывшей жены С. Есенина), которую Эраст Павлович считал весьма посредственной актрисой. Из-за чего супруга часто устраивала Мейерхольду разнос.

Гарин Эраст Павлович - советский актер, режиссер театра и кино, сценарист

Во время одной из таких сцен с Зинаидой Николаевной случилась истерика. «Ты строишь театр для Гарина!» – кричала она мужу. Успокоилась актриса только после того, как Хеся Локшина (супруга Гарина) вылила ей на голову полный кувшин воды. Тем не менее, несмотря на все протесты жены, отношение Мейерхольда к своему любимому ученику не изменилось. «Я спешу на репетицию окрыленный, потому что ожидаю встречи с Гариным», – говорил Всеволод Эмильевич.

К сожалению его внешность, по мнению «кинополит» верхушки, не сочеталась с общепринятым образом советского гражданина. Гарину отводились только «сказочные» роли, чем, собственно говоря, он и пользовался.

Эраст Гарин и Зоя Федорова в фильме Свадьба, 1944 год

Сказки были для него всем. Это был его любимый жанр. Гарин мог сыграть или поставить спектакль так, что зрители еще долго находились под впечатлением. Именно поэтому его чаще всего приглашали в сказочные или комедийные картины. Но даже незначительные образы в его исполнении становились яркими и запоминающимися. Вспомнить только роль ученого-археолога Мальцева из «Джентльменов удачи» или дедушку-вахтера Кати из «Девушки без адреса». Но самым запоминающимся был конечно Король из «Золушки»!

Интересно!  10 закулисных фактов со съемок фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»

В тридцатые годы Эраст Гарин ехал с группой артистов в Ленинград. По пути, собравшись в купе, читали вслух пьесу Николая Эрдмана «Мандат». Рано утром, едва поезд прибыл в город на Неве, в купе вошли люди в штатском и арестовали Гарина. Дело в том, что проводник, проходя мимо, прислушался, и какие-то реплики показались ему подозрительными. Он сообщил бригадиру поезда, что в его вагоне едут антисоветчики, а тот связался с представителями органов.

«Обыкновенное чудо» — кинофильм 1964 года режиссера Эраста Гарина

Артиста доставили в тюрьму и допрашивали двое суток. Причем, один из следователей очень внимательно прочитал пьесу и наставил уйму вопросительных и восклицательных знаков. Но в конце концов Гарина отпустили. А через некоторое время состоялась премьера этой пьесы. После спектакля к Гарину подошел тот самый следователь и поздравил с успехом.

Работа с Мейерхольдом позволила Гарину стать настоящим мастером режиссуры. Работая с актерами, Эраст Павлович всегда был верен себе: скрупулезен, уважителен, ответственен. У него был замечательный предрепетиционный ритуал: садясь за стол, установленный в зрительном зале, Гарин говорил «Ну, давайте погнием?». Гнить – для него означало, глубоко поработать над ролью, проникнуться ею, докопаться до сути. ПВ театре Эраст Павлович всегда появлялся первым. Он считал, что в его обязанности входит персональная проверка всего, что нужно именно на этой репетиции. Тратить время зря просто недопустимо: нельзя было отвлекаться на организационные моменты в ущерб творчеству.

Эраст Гарин большинству зрителей запомнился в образах профессора-археолога из «Джентльменов удачи» и Короля из «Золушки»

Но, несмотря на это, во время репетиций Гарина можно было увидеть и в бельэтаже, и в ложе, и в разных частях зрительного зала. Он анализировал, как будет выглядеть то или иное действие, с высоты, слева или справа от сцены. Режиссер очень волновался, чтобы каждый зритель, даже если он сидит на последнем ряду, смог все хорошо увидеть и понять. Эраст Павлович уважал зрителей, актеров, персонал театра…ричем проговаривал это в свойственной только ему манере.

Эраст Павлович Гарин

После ареста и расстрела Мейерхольда в 1940 г. Эраст Павлович так и не смог подобрать «своего» режиссера. Более того, создавалось ощущение, что талантливого актера начал преследовать какой-то злой рок. Из политических соображений запретили картину «Швейк готовится к бою». В годы войны бесследно исчезает экранизация гоголевской «Женитьбы», а премьера и последующие показы мейерхельдовского «Горя от ума» – практически сорваны.

Интересно!  Все, что он играл, – было правдой: Аркадий Райкин

Многие коллеги Эраста Павловича считали, что причиной его смерти были не болезни, а тоска. Гарин не мог понять, почему его творчество перестало быть нужным…

Источник

, ,

Расскажите друзьям