Главная » Этот удивительный народ — марийцы

Этот удивительный народ — марийцы

Историки называют марийцев последними язычниками Европы, и в этом есть доля истины. Религия, обряды, образ жизни этого удивительного народа неразрывно связаны с природой, великой и священной для них. В ней марийцы на протяжении веков черпали жизненную силу, она же определила быт, обычаи и судьбу этого народа.

«Черемиси свой язык»

А она у марийцев была весьма непростой. Оказавшись на стыке двух культур, двух народов, двух экспансий — славянской и тюркской, марийцы веками вынуждены были приспосабливаться, сотрудничать то с одними, то с другими, а то и воевать, с оружием в руках отстаивая собственную идентичность и право оставаться такими, как есть.

Откуда они появились на среднем Поволжье? У историков нет однозначного ответа на этот вопрос. Предполагают, что предки мари появились в этих местах в I тысячелетии до нашей эры. Принадлежали они к городецкой культуре, занимавшей Северное Поволжье.

Первое упоминание о мари содержится в письме хазарского кагана Иосифа. В нем он назвал марийский народ, который платил ему дань «цармис». Постепенно это название трансформировалось в «черемис». И уже так о марийцах и пишется в русских летописях XII века:

А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык.

Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов могучей Волги, разделившей народ на две этнические группы, которые впоследствии стали различаться традициями, костюмами и даже отчасти языком. На высоком правом берегу реки обосновались горные марийцы, а между Волгой и Вяткой — луговые. Различия между ними со временем только крепли, так как каждая из групп избрала свой путь развития и свою судьбу.

К какому народу относятся марийцы
Марийцы

Непокорные

Когда марийская земля оказалась на стыке интересов славян и татаро-монгол — Русского царства и Казанского ханства, горные марийцы поддержали Москву, а луговые — казанскую власть. Но все мы знаем, чем закончилось противостояние Ивана Грозного и Казанского ханства. В 1552 году оно вошло в состав Русского царства вместе со всеми своими вассальными землями и пределами. Так луговые марийцы оказались под властью царя.

Этимологи до сих пор спорят о происхождении слова «черемис». Некоторые из них считают, что оно переводится как «воинственный человек». Вот и доказали марийцы, что не зря их так называют — уже через несколько месяцев после покорения Казани мари взбунтовались и свергли русских наместников. Привыкшие жить относительно вольно и в Золотой Орде, и в Казанском ханстве, луговые мари не захотели добровольно расставаться со своей свободой. Взбунтовавшись, они даже осадили Казань, чего Иван IV, разумеется, стерпеть не смог.

Интересно!  Как живут туареги - синие люди пустыни Сахара

Следующие несколько десятков лет (с перерывами) лет царю пришлось вести войну против непокорных марийцев, подавляя их бунты, карая вооруженные выступления и вылавливая партизан. Этот период получил в истории название «Черемисские войны» и закончился тем, что силы луговых мари иссякли и они… нет, не покорились, а всего лишь взяли паузу, прекратив открытое сопротивление. Окончательно боевые действия закончились лишь в 1584 году «вековым миром» с русским царем.

Праздники марийцев
Марийцы во время празднования Дня цветов.

В те земли, куда приходила русская власть, вслед за ней шла и православная церковь, массово обращая языческие народы в православие. И если горные марийцы принимали православие относительно спокойно (сказались более длительные их контакты с русскими княжествами), то христианизация луговых мари натолкнулась на яростное сопротивление. Именно поэтому рядом со священником с крестом в руках всегда стояли стражники с топорами.

Однако шло время, и православие распространилось среди луговых марийцев. Да, они стали православными, но лишь официально, для вида. В душе же народ остался верен своей религии, основы которой бережно пронес и сохранил вплоть до наших дней.

Природа, великая и священная

Религию марийского народа принято называть язычеством, но сами мари так не считают. Их вера основывается на почитании могущественных сил природы, которые человек должен уважать. Олицетворением божественного начала для мари является бог Ош Кугу-Юмо — Белый Большой бог. Он считается творцом всего сущего и к нему принято обращаться с главными молитвами.

Марийцы в Священной роще
Марийцы в Священной роще.

Помимо верховного бога, в священном пантеоне мари насчитывается еще 140 богов и духов, каждый из них отвечает за что-то свое. Это например, Пурышо — бог судьбы, Мланде Ава — богиня земли или Азырен — сама смерть. Для каждого из них существуют особые ритуалы, молитвы и проводятся свои жертвоприношения. Делается все это в особых местах — священных рощах, которые называются у марийцев кусото. С древних времен и по сегодняшний день в стране их сохранилось около 300. Именно в них, по верованиям мари, и обитают боги, злые и добрые духи, и именно там и проходят все священные ритуалы.

Интересно!  Рака Кирилла Белозерского (1643 г.)

Проводит их карт — человек, которого мари считают посредником между божествами и людьми. Его можно называть жрецом, шаманом, но сути это не меняет. Карт организует обряды, проводит их, взывая к добрым духам и отгоняя злых. Делается это вокруг алтаря из особым образом уложенных еловых веток. Чтобы боги услышали молитвы, мари преподносят им дары. Чаще всего это хлеб, вареный гусь и трехслойные блины — коман-мелна. После окончания ритуала начинается совместная трапеза, а потом остатки еды тщательно убираются, и в священной роще наводится порядок. Она для марийцев неприкосновенна — в ней нельзя ломать ветки, собирать грибы или ягоды, и уж тем более, оставлять мусор.

Марийцы: Обряд в Священной роще
Обряд в Священной роще.

Марийский край

Но вернемся к истории марийского народа. Карательные экспедиции русских царей, насильственная христианизация, привели к тому, что часть луговых мари стали покидать насиженные места и переселяться на восток, в Закамье и Башкирию. Так возникла третья этническая группа — восточные мари. Им в полной мере удалось сохранить свой язык, культуру и религию, хотя определенное влияние мусульманской культуры все же произошло.

XX век — особое время для марийцев. Национальное движение за возможность самоопределения возникло еще во времена первой русской революции 1905 года и приняло отчетливые формы в 1917 году, закрутившись из вихря революционного водоворота. Однако Гражданская война приостановила этот процесс, хотя и ненадолго. Уже в 1920 году был подписан декрет об образовании автономной области марийского народа.

Патриаршая площадь в Йошкар-Оле.

Новым этапом в жизни мари стало образование в 1936 году Марийской АССР со столицей в городе Йошкар-Ола. А распад СССР лишь укрепил стремление к суверенитету — в 1992 году была образована Республика Марий Эл в составе Российской Федерации.

Вся прошедшая история научила марийцев тому, что даже с сильным противником можно разговаривать на равных, отстаивать свою правду, свою религию и свой уклад жизни. Бережно пронесенный сквозь толщу веков, он и делает мари таким удивительным, самобытным и симпатичным народом.

Источник. Фото: culture.ru

,

Расскажите друзьям