Его называют восьмым чудом света, хотя эта потрепанная временем фраза не вызывает ни трепета, ни восторга. Проще сказать, что Каракорумское шоссе — это самая высокогорная международная трасса в мире, которая проходит на безумных 4000 метрах в горах между двумя странами — Китаем и Пакистаном.
Под боком у «крыши мира»
Это действительно выдающийся инженерный проект. Ведь Каракорум, оскалившийся отвесными ледяными пиками — это горная система, лишь немногим уступающая более известной «крыше мира». Здесь много гор-восьмитысячников, включая знаменитую Чогори, при восхождении на которую гибнет каждый четвертый альпинист. Здесь умопомрачительной глубины ущелья, от вида которых бросает в дрожь. Здесь нет ни единого деревца, а редкие проплешины пожухлой травы лишь оттеняют безжизненную пустоту вокруг. И посреди этого царства высоты, льда и снега извилистой лентой вьется вполне современное шоссе с твердым покрытием и дорожной разметкой на нем.

Оно взобралось на рекордную высоту в 4700 метров. На такой отметке разряженный воздух, трудно дышать и кружится голова. Кажется, что дорога в неприступных горах, по склонам которых раньше бродили лишь косматые яки — это детализированный мираж, потряси головой — и он исчезнет. Нет, не исчезает. А на языке вертится один только вопрос — кому понадобилось на такой недоступной высоте строить автомобильную трассу?
Геополитика и ничего более
Виной всему большая политика и международные отношения. Все началось еще в 1947 году, когда на карте мира стало на два государства больше. Британскому владычеству в Индии пришел конец, и на месте колонии образовалось две страны — индуистская Индия и мусульманский Пакистан. Едва получив все атрибуты независимости, они тут же начали спорить за пограничную территорию Кашмира — области, населенной мусульманами, но формально отошедшей Индии. На карте мира возникла очередная горячая точка.

А тут еще и соседний Китай подлил масла в огонь. Он ополчился на Индию за то, что страна укрыла у себя Далай-ламу — духовного и политического руководителя Тибета, который китайцы считали (и считают) неотъемлемой частью своего государства. Мало того, Китай тоже стал претендовать на часть Кашмира. В этом клубке противоречий и споров не мог не возникнуть союз двух стран по принципу «враг моего врага — мой друг». По одну сторону барьера оказалась Индия, по другую Пакистан с Китаем.
Страны имели общую границу и решили наращивать экономическое и военное сотрудничество, чтобы сообща дать отпор Индийской республике. Но существовала одна проблема — граница эта проходила через неприступный Каракорум. И хоть путь через него и был известен еще с древности (через горную систему проходило ответвление Великого шелкового пути в Азию), нужна была хорошая дорога, через которую можно было гонять грузовики, а возможно и военную технику.
12 лет стройки
В 1966 году лидеры Пакистана и Китая принимают решение о строительстве через Каракорум автомобильной дороги, которая получила неофициальное название «шоссе дружбы». Строить решили по отдельности — Китай свой участок до границы, а Пакистан — свой. Задача была трудной — среди отвесных горных пиков и глубоких ущелий предстояло построить трассу длиной 1300 километров с 23 крупными и 70 мелкими мостами и тоннелями. Причем, строить приходилось в суровых условиях высокогорья, где нет жилых поселений. А плюс к этому постоянные обвалы, оползни, лавины и землетрясения, которые не только сводили на нет всю работу, но и были причиной смерти людей.

Работа шла очень тяжело. Строительные машины приходилось разбирать и переправлять через перевалы, чтобы собирать на новом месте, а количество погибших рабочих шло на десятки. Участки уже построенной дороги после обвалов приходилось восстанавливать, а по сути делать заново. Поэтому закончили «шоссе дружбы» через 12 лет, а полноценно пользоваться им стало возможным лишь в 1982 году.
Дороге сразу же присвоили титул восьмого чуда света, хотя уникальной она не была. В сотне километрах на север на территории Советского Союза уже существовал к тому времени высокогорный Памирский тракт, построенный еще до войны. Но он в своей высшей точке находился на отметке 4655 метров, а Каракорумское шоссе било этот рекорд, вплотную приближаясь к 4700 метрам. К тому же оно было международным и в отличие от Памирского тракта, действительно больше напоминало шоссе, чем каменистую грунтовку между высоких гор.
Восьмое чудо света
Правда, качество строительства оставляло желать лучшего. Спешка при возведении, жесткий климат с перепадами температур, постоянные горные обвалы и снежные заносы приводили к тому, что полотно трассы стало разрушаться. А с ноября по май движение по Каракорумскому шоссе и вовсе прекращалось, так как огромное количество снега просто невозможно было очистить физически, и приходилось ждать когда он растает.

Все это закончилось тем, что к 2010 году Каракорумское шоссе фактически пришло в негодность. Взялся восстанавливать его Китай. Эта страна имела давние экономические интересы в пакистанских глубоководных портах, поэтому автомобильному сообщению между странами придавалось большое значение. К тому времени китайцы уже научились строить так, что весь мир удивленно смотрел на их инфраструктурные проекты — длиннющие ажурные мосты, точечные небоскребы и многоэтажные дорожные развязки.
Реконструкция, а по сути новое строительство, закончилось в 2015 году. И теперь Каракорумское шоссе — это действительно автомобильная трасса, а не однополосная полугрунтовка, проходящая между отвесных нависающих скал с одной стороны и километровых ущелий с другой. Теперь по нему можно вполне безопасно, а главное, комфортно передвигаться даже на легковой машине.

Что и делают немногочисленные туристы. Ведь где еще можно полюбоваться на горное великолепие ледяных вершин второй по высоте системы мира не выходя при этом из машины? Пожалуй, только здесь. Но не все отваживаются отправиться в путь со спокойной душой. Мятежный Кашмир до сих пор остается спорной территорией, поэтому конфликты доходят отголосками и до «шоссе дружбы». Ну, а кто этого не боится, того ждет фантастическое зрелище величественных снежных вершин и восьмое чудо света (как бы избито это не звучало), которое извилистой черной змеей петляет в том месте, где столетия назад осторожно ступая шли шелковые караваны.
Источник. Фото: discoverychannel.ru, pibig.info