По переписи 2010 года к керекам себя отнесли всего 4 человека. В 2021 году неожиданно их стало больше. Но это все не чистокровные кереки, а люди, родившиеся в результате смешанных браков. Ученые с сожалением констатируют, что этот народ исчез с лица земли, хотя еще остались носители культуры, а точнее будет сказать, те, кто знает керекские слова. Язык утерян, фольклор обрывочен, традиции остались только в записях ученых, изучавших кереков в конце прошлого столетия.
Почему же этнограф и писатель Владилен Леонтьев назвал этот практически исчезнувший народ «самым несчастным племенем северо-востока России»?
Спасла Советская власть
Они называли себя анкалгакку («приморские люди») и жили на Чукотке, в южных ее районах. Близость моря определила образ жизни — кереки не кочевали и старались селиться вдоль Берингова моря от Анадырского лимана до устья реки Опуки. Занимались морским промыслом и охотой, летом жили в ярангах (облегченном ее варианте), а зимой в землянках, укрепленных дерном и песком. Каждое такое жилище было просторным и вмещало в себя несколько семей.
Так получилось, что освоение русскими казаками северо-востока обошло стороной керекские земли. Да и не было особо у них своей, «закрепленной» территории. Западнее и юго-западнее их жили коряки и юкагиры, а север безраздельно принадлежал чукчам. Вот они-то и стали главной причиной исчезновения этой небольшой народности.
Когда в XVII веке чукчи и коряки в жестоких войнах делили территорию, права на оленей и выход к морю, керекам сильно доставалось и от тех, и от других. Они попали словно между двух жерновов. И если коряки с севера Камчатки, воюя с чукчами, больше защищали свою территорию, то чукчи «огнем и мечом» прошлись по небольшим керекским землям. Сам народ из-за своей малочисленности не смог оказать достойного сопротивления. Кереки пытались прятаться в прибрежных пещерах и укромных местах. Но тщетно. Воинственные чукчи убивали мужчин и угоняли в плен женщин.
Следствием этой малоизвестной войны стало резкое сокращение керекского этноса. А когда в конце XVIII века на южные берега Чукотки все-таки пришли русские, они принесли с собой эпидемии, которые подкосили и без того сильно пострадавший керекский народ.
Советская власть их спасла. К моменту ее прихода на Крайний Север духовные и физические силы кереков были подорваны. В 1971 году один из последних чистокровных кереков Михаил Етынкеу так прямо и сказал этнографу Владилену Леонтьеву:
Если бы не Советская власть, то ты сейчас не разговаривал бы со мной — мы все умерли бы с голоду.
В. Леонтьев. «По земле древних кереков».

Спасти она их спасла, но точнее будет сказать, что лишь ненадолго отсрочила конец этого народа. Все советское время шла активная ассимиляция кереков с чукчами. Так, в 1991 году одна из трех оставшихся носителей языка и культуры кереков Екатерина Хаткана рассказывала этнографам, что в советские годы она вопреки воле своих родителей вышла замуж за чукотского пастуха и была вынуждена убежать из родного поселка. И то, родители и родственники еще долго преследовали ее, пытаясь насильно вернуть обратно в семью.

Точно также поступали и остальные молодые кереки. Поэтому к середине XX века ассимиляция этого народа с чукчами фактически подвела черту под историей керекского этноса.
Матриархат и реинкарнация
Что же мы знаем об этом маленьком народе? И вроде немного, но зато сведения эти очень интересные и даже отчасти уникальные. Например, в керекских семьях главной была женщина, что совсем не характерно для народов северо-востока России. Так, писатель Ресин в своих очерках о «чукмарях» (так он называл кереков) писал, что:
«Женщины у этого народа имеют заметно большее значение, чем у других: они руководят всем хозяйством, принимают большое участие в торговле и на вид кажутся развитее мужчин».
Бабушки и жены в семьях традиционно распоряжались продуктами, и всячески направляли и руководили мужчинами. В керекских сказках много случаев, когда богатырь перед тем, как пойти на охоту или на битву с врагом, спрашивает совета именно у бабушки.
Женщины зачастую в керекском племени выступали и в роли шаманов, которые приносили жертвы духам предков, лечили и оберегали своих соплеменников.

Другая интересная особенность кереков заключалась в отношении к детям. Их не только любили и опекали, но и старались исполнять все желания. В керекских сказках дети всегда оказываются умнее своих матерей и отцов. Этнографы это связывают с тем, что по представлению кереков все родившиеся дети были их предками, вновь вернувшимися в семью. Если рождался сын, то его считали некой реинкарнацией отца матери. Имена малышам всегда подбирались строго из имен предков по материнской линии и никак иначе.
Считается, что именно кереки придумали запрягать ездовых собак цугом (то есть попарно или поодиночке). Другие народы северо-востока (например, чукчи) до знакомства с этим способом всегда запрягали их «веером». И лишь в XIX веке сменили вид упряжи на «керекский».
Рыболовство всегда было главным в пропитании кереков. Они охотились на крупных морских зверей при помощи дубинки с наконечником из моржового клыка, либо при помощи особого гарпуна, который впоследствии получил название «керекская спица». Однако это были примитивные способы ловли, которые сильно ограничивали возможности промысла. Именно поэтому среди кереков в начале XX века начался голод и нужда. С приходом советской власти положение улучшилось — в землянках постепенно появились железные печи, а потом и сами подземные жилища сменили рубленые избы.
Уход с береговых стойбищ в поселки спас народ, но зато ускорил его ассимиляцию. Со смертью последних трех чистокровных кереков в начале XXI века прервалась и история народа. И хоть по последней переписи кереками себя назвали 23 человека, мы же знаем, что при заполнении опросного листа назвать национальность можно любую. Да что там национальность — назовись хоть темным эльфом и тебя так и запишут, а потом в сухих отчетах статистики отнесут в графу «прочие национальности».
Так и с кереками. Назваться им может любой, но вот тех, кто знает почти исчезнувший керекский язык, кто помнит керекские сказки, кто владеет мастерством особых «горловых игр» и знает шаманские ритуалы — таких людей, к сожалению, уже не осталось.