Речь идет об анонсированном строительстве новой автомобильной трассы из Москвы к Западному Китаю. Учитывая, что российская столица уже соединена с Санкт-Петербургом — крупнейшим российском портом на Балтике, — получаем одну из веток нового Шелкового пути — торгового маршрута из Востока на Запад.
Если посмотреть на карту, то даже невооруженным глазом увидим, что самый короткий маршрут из Москвы к центральным и южным регионам КНР, где больше всего развита промышленность, лежит через республику Казахстан.
Минимальное расстояние по направлению «Москва-Синань» — 7800 км.
Но стало известно, что новая трасса будет проходить исключительно по российской территории — в обход дружественного государства. В итоге получаем «небольшой» круг в плюс 1000 километров. Почему российское правительство остановилось на таком проекте и что известно о новой стройке?
Уже сейчас ведутся работы по прокладке трассы М-12 «Москва-Казань». Дорога строится с нуля и значительная часть ее участков будут построены в чистом поле. Появится полноценный автобан без перекрестков и светофоров.
Через некоторое время появилась новость, что новая дорога будет продолжена до Екатеринбурга.
Эти новости, конечно же, хорошие. Но строительство многополосного шоссе с нуля — дорогой проект. И шансы его окупить небольшие, если дорога будет тупиковой. Поэтому вполне логично, что стройка подобного масштаба должна вестись с учетом транзитного потенциала России. Напомним, территория Российской Федерации — это один из немногочисленных сухопутных маршрутов из Поднебесной в Европу.
Транзит товаров — это миллиардные прибыли, толчок для развития придорожной инфраструктуры и упрощение логистики для внутренних производителей. Россия, помимо нефти и газа, поставляет в страны Евросоюза и Китай удобрения, химию, продовольственные товары.
Обрыв трассы М-12 на Урале был бы настоящим преступлением и противоречит новой стратегии развития России. Поэтому на последней встрече с Правительством, Президент дал задание разработать проект продолжения трассы М12 до китайской границы. Такое решение позволит связать КНР сухопутным маршрутом через Москву и Санкт-Петербург с Северной Европой: Финляндией, Швецией, Норвегией, Данией.
Также возможна перегрузка караванов в российских портах и доставка их в другие европейские страны по Балтийскому морю. Россия, конечно же, будет основным транзитером.
Здесь может показаться, что разумнее тянуть трассу до границы с Казахстаном, потом — до Западного Китая.
Но стало известно, что новую магистраль проложат от Омска на восток — до Новосибирска, Бийска. После этого она пройдет через Алтайские горы, немного зацепит территорию Монголии.
Подобный маршрут кажется нелогичным. Во-первых, круг в 1000 километров. Во-вторых, придется тянуть дорогу через горы, что весьма дорого, тогда как Казахстан — это сплошь степные равнины. Для водителей — дополнительная нагрузка при преодолении горных перевалов. Ну и часть расходов возьмет на себя Казахстан, что снова-таки — экономия для российского бюджета. Так почему не выбран маршрут через дружественное государство? Этому есть несколько причин.
Первая — доход от транзита
Россия будет получать не только пошлины за пересечение российской границы. Транзит — это десятки статей, которые влияют на экономику задействованных регионов. Водители фур платят за проезд, покупают бензин на заправках, останавливаются в придорожных гостиницах, обедают в дорожных кафе. А это — мощный стимул для малого и среднего бизнеса.
В перспективе экономия на строительстве сейчас — обернется в будущем миллиардами упущенной выгоды. Кто бы что ни говорил, но своя рубашка дороже.
Вторая причина — переменчивость внешней политики
Между двумя странами, даже соседями, не может быть дружбы в том виде, которую мы обычно понимаем. Есть партнерство и стратегическое сотрудничество.
Казахстан сейчас — торговый партнер и союзник России. Но что будет через 5, 10 или 20 лет? История знает много примеров, когда даже самые крепкие союзы распадались. Из последних примеров — выход Британии из ЕС. Хотя подобная ситуация еще 10 лет назад могла разве, что прийти в голову писателю-фантасту.
Новый транзитный путь — это проект на десятилетия. Но обстановка в мире меняется намного быстрее. И никому не хочется из-за разногласий с партнерами оказаться в заложниках ситуации.
Поэтому, как сказано в поговорке: «все свое ношу с собой». В условиях переменчивого мира лучше иметь максимум контроля над ситуацией и не зависеть от третьей стороны. Хотя на начальном этапе придется увеличить капиталовложения. Но в долгосрочной перспективе такое решение будет безопаснее и прибыльнее.
Фото: Азиз А.