Главная » Почему возник дефицит машин и когда это закончится?

Почему возник дефицит машин и когда это закончится

Автомобильный рынок ушел в пике: весь 2021 год купить новую машину было невозможно — в салонах их нет, редкие экземпляры продаются с огромными наценками, к ценам на вторичке не подступиться. Изменится ли ситуация?

На вес золота

Главная причина автомобильного дефицита — недостаток микрочипов. От них зависят не только мультимедийные системы, но и системы безопасности автомобиля.

Речь не только о премиальных марках, полупроводники применяются везде. Например, в Lada Granta. За последние 2 года из-за кризиса микрочипов АвтоВАЗ несколько раз останавливал производство этой модели — и она перестала быть лидером российского рынка.


Куда же делись заветные чипы? Их производители не смогли верно предсказать развитие рынка на фоне пандемии: из-за ковида люди стали больше работать дома, а значит, спрос на компьютеры и ноутбуки, где активно применяются микрочипы, возрос. При этом падения спроса на автомобили, которые многие предсказывали в результате пандемии, тоже не случилось.

Кроме того, перебои в поставках полупроводников были вызваны торговым противостоянием Вашингтона и Пекина еще в 2020 году. Америка ввела санкции против крупнейшего китайского производителя микрочипов.

Читайте также  Subaru Crosstrek третьего поколения представлен официально

Есть и другие причины возникшего дефицита машин. Помимо нехватки микрочипов на ситуацию влияют проблемы с магнием и алюминием, а также плохая логистика в автомобильной отрасли.


Вставляя цены в колеса

За последние 7 лет средняя цена нового автомобиля в России выросла более, чем в 2 раза. В конце 2021 года она составила 2,07 млн рублей. Эксперты уверены, что дефицит машин сохранится по меньшей мере до середины 2023 года, а значит, цены будут только увеличиваться.

Как росли цены на автомобили в России

Цена1 млн 197 тыс.*
(+20%)
1 млн 308 тыс.
(+9%)
1 млн 335 тыс.
(+2%)
1 млн 439 тыс.
(+8%)
1 млн 570 тыс.
(+9%)
1 млн 680 тыс.
(+7%)
2 млн 70 тыс.
(+23%)
Год2015201620172018201920202021
* Взята средняя цена нового автомобиля в руб., по данным агентства «АВТОСТАТ».
** Рост цены за год.

*** 2015 г. — Взлет цен был связан с резким падением рубля.
**** 2020 г. — Начало пандемии, распродажа произведенных до нее остатков автомобилей.

Покупка автомобилей у дилеров обходится еще на 35-40% дороже запланированной суммы. Салоны продают машины только с дополнительным оборудованием и всевозможными прибамбасами. Если не хочешь доплатить за коврики с подогревом, дорогую тонировку и модную решетку радиатора — не покупай, придет другой клиент. По оценке автомобильного эксперта Петра Баканова, чтобы приобрести бюджетный автомобиль, сегодня придется переплатить 300-400 тысяч рублей от его базовой стоимости. Если говорить о кроссоверах — от 500 тысяч и выше, о машинах бизнес-класса — более миллиона рублей.

Читайте также  Синтетика или минералка: как правильно выбрать моторное масло

Из-за повышенного спроса скакнула стоимость и у автомобилей с пробегом — в январе текущего года средний ценник по России впервые перевалил за миллион рублей.

Другая беда — качество б/у автомобилей. Практически все хорошие подержанные машины были моментально скуплены, когда цены на рынке стремительно поползли вверх.

Эксперты сходятся во мнении, что вместо покупки нового автомобиля сейчас намного правильнее заняться ремонтом существующего, пусть и старенького: экономически это куда более целесообразно.

Текст: Александр Андрущенко. Источник: газета «Аргументы и факты», № 5, 2022 г., www.aif.ru

, , , , ,

Расскажите друзьям