Автор: Николай Гоголь. Жанр: комедия.
«Ревизор» — знаменитая комедия, созданная Н. В. Гоголем в 1835 году. Сюжет разворачивается в небольшом провинциальном городке, где приезжего случайно путают с важным ревизором из столицы, что приводит к череде комических недоразумений. Существует предположение, что идею для этой сатирической комедии Гоголю подсказал А. С. Пушкин. Любопытен и рассказ знакомого Гоголя , А. С. Данилевского, который вспоминал, как они вместе с Гоголем, путешествуя в Петербург, притворялись ревизорами и получали почести в разных уездных городах.
Если вы хотите быстро ознакомиться с комедией, советуем прочитать краткое содержание «Ревизор» по действиям и явлениям на нашем сайте. Так вы сможете составить собственное мнение об этом выдающемся произведении русской литературы.
Содержание
О чем комедия «Ревизор»
Весть о скором прибытии столичного ревизора заставляет местных чиновников волноваться и метаться. Испуг огромен. Случайного гостя принимают за грозного проверяющего. Пользуясь ситуацией, ловкач хитрит и мастерски выманивает деньги у доверчивых взяточников, наслаждаясь их растерянностью и страхом.
Место и время действия. События комедии разыгрываются в провинциальном городке N. Время — начало 1830-х.
Главные герои комедии «Ревизор»
- Иван Александрович Хлестаков — молодой человек 23-х лет, приехавший из Петербурга. Одевается модно, однако в поведении заметна некоторая наивность. Увлекается карточными играми и мечтает о роскоши. Любит произвести впечатление, а ещё — жить на широкую ногу.
- Осип — пожилой слуга Хлестакова, отличающийся хитростью и житейской смекалкой. Он убежден, что способен перехитрить хозяина, и не упускает возможности наставлять или давать советы своему барину.
- Городничий – пожилой, самодовольный начальник. Хитёр, любит власть и не гнушается взятками.
- Анна Андреевна — супруга городничего, типичная провинциальная кокетка. Она обожает быть в центре внимания, необычайно любопытна и амбициозна. Даже с собственной дочерью постоянно соревнуется за интерес мужчин, чувствуя себя молодой и привлекательной.
- Марья Антоновна — дочь городничего, простодушная, застенчивая особа. Мечтает о любви.
Другие персонажи
- Бобчинский и Добчинский — неразлучные приятели, удивительно схожи между собой. Они постоянно болтают, редко бывают порознь. Всегда вместе исследуют городские новости, делятся слухами и любят вставлять свои реплики в разговор.
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — местный судья. Уверен в своей образованности, однако за всю жизнь осилил лишь несколько книг.
- Артемий Земляника — попечитель приютов, ловкач. Хитрый, умеет извлекать выгоду, действует незаметно.
- Лука Лукич Хлопов — почтовый чиновник. Скромен, застенчив, всегда стремится избегать конфликтов.
Очень краткое содержание «Ревизор»
В небольшой провинциальный городок неожиданно приезжает молодой человек — Иван Александрович Хлестаков. Он останавливается в местной гостинице. Вскоре городские чиновники начинают подозревать: именно этот гость и есть тот самый ревизор из Петербурга, о визите которого шли тревожные слухи. Говорили, что ревизор приедет тайно, чтобы разоблачить все злоупотребления и нарушения закона на местах. Перспектива такой проверки вызывает у чиновников неподдельный страх — они понимают, что на кону их должности, а то и свобода.
Городничий решает лично познакомиться с Хлестаковым и пригласить его к себе домой, чтобы задобрить влиятельного гостя. В честь предполагаемого инспектора устраивается торжественный приём, на который собирают всю городскую элиту. Каждый из чиновников старается произвести впечатление, демонстрируя свои заслуги и преувеличивая успехи. Хлестаков поначалу озадачен столь повышенным вниманием, но быстро осознаёт суть происходящего и начинает ловко использовать ситуацию. Он берёт взаймы у чиновников крупные суммы, живёт на широкую ногу, а также обещает жениться на дочери городничего. Все вокруг уверены — перед ними человек, который многое может.
Тем временем слуга уговаривает Хлестакова срочно уехать, чтобы избежать разоблачения. Хлестаков отправляет письмо своему приятелю-журналисту, делясь курьёзными историями. Однако письмо оказывается в руках почтмейстера, и чиновники узнают горькую правду: их обманули. Когда, потрясённые случившимся, они только начинают приходить в себя, в город прибывает настоящий ревизор.
Краткий пересказ комедии «Ревизор»
Действие первое
В глубокой провинции, в городе, от которого и за три года не добраться ни до одной страны, происходит тревожное событие. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, местный городничий, срочно созывает всех чиновников. В его руках — письмо от знакомого, содержащее не самую приятную новость: в их город направлен ревизор из Петербурга, да ещё и под чужим именем, с секретным предписанием. Предчувствие беды не даёт покоя городничему — ночью ему даже приснились огромные крысы, как дурной знак.
Собравшихся чиновников тут же охватывает паника. Каждый пытается найти объяснение приезда ревизора. Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, который слывёт чуть просвещённым из-за пары прочитанных книг, предполагает, что всё из-за возможной войны. Городничий, не веря в случайности, раздаёт распоряжения: попечителю Артемию Филипповичу Землянике — немедленно выдать больным в приюте чистые колпаки, сменить табак на получше и даже постараться «уменьшить число» больных. Земляника понимает это по-своему: человек простой, если умирать — значит, умирать.
Городничий обращает внимание судьи на гусей, которые мешаются в приёмной, на заседателя, пахнущего с детства «немного водкою», а ещё советует убрать охотничий кнут со шкафа с бумагами. Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, достаётся поучительная тирада о взятках и борзых щенках. Кроме того, городничий жалуется на необычные причуды педагогов: один не может отказать себе в странных гримасах, другой столь увлечён объяснениями, что ломает мебель на уроках. Шутки тут заканчиваются убытком для казны.
Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин появляется в кабинете городничего. Простоватый, наивный человек, наделённый детской доверчивостью. Опасаясь возможного доноса, городничий просит его внимательно просматривать всю корреспонденцию, что приходит в их город. Шпекин, впрочем, уже давно занимается этим делом, но не из служебного рвения, а скорее из природного любопытства — некоторые письма он любит перечитывать, получая от этого настоящее удовольствие. Пока что, правда, ничего подозрительного о таинственном столичном чиновнике не попадалось ему на глаза.
В кабинете становится шумно: взволнованные Бобчинский и Добчинский врываются с новостями. Они наперебой рассказывают, как заглянули в трактир и встретили там странного молодого человека. По их заверениям, посетитель присматривается ко всему, проявляет подозрительную наблюдательность, даже в тарелки им заглядывал — да и денег не платит, никак не уезжает! Кто же это, если не долгожданный ревизор?
Окончательно встревоженные чиновники поспешно расходятся по делам. Городничий в нервном возбуждении решает ехать сам в гостиницу — «парадом». Он поручает квартальному привести в порядок улицу к трактиру и не забыть начать строительство церкви (чтобы никто не обмолвился, что она так и не была построена после пожара). Взволнованный городничий уезжает вместе с Добчинским, а Бобчинский петушком бежит за дрожками.
На сцене появляются Анна Андреевна и её дочь, Марья Антоновна. Жена городничего раздражительно одёргивает дочь за медлительность и тут же в окно интересуется у уезжающего мужа: какой он, этот гость, с усами ли? Не получив желаемых сведений, Анна Андреевна в раздражении отправляет Авдотью за дрожками.
Действие второе
В тесной комнатке при уездной гостинице на широкой кровати отдыхает Осип, слуга Ивана Александровича Хлестакова. Он жалуется на судьбу: хозяин его растратил последние деньги, не умеет ни экономить, ни зарабатывать, а сам Осип теперь голодает. Ему вспоминаются прежние дни в Петербурге, где жизнь казалась куда лучше и сытнее. В комнату входит сам Хлестаков — молодой человек, глуповатый и неприспособленный к тяготам. После короткой стычки с Осипом он нервно отправляет слугу за обедом, скупо мечтая хоть о какой-то еде. Никаких изысков, только скудная трапеза: хозяин гостиницы приносит неаппетитный обед, который досуха исчезает из тарелок. Хлестаков раздражён, обстановка в гостинице тяготит, но изменить положение он не в силах.
Именно в этот момент появляется городничий, чтобы лично узнать, кто же остановился в трактире. Встреча происходит в полутёмном, тесном номере под самой лестницей. Хлестаков честно объясняет, что путешествует по приказу отца из Петербурга. Его испуг по поводу ареста и громкие заявления о собственных бедах городской начальник понимает неправильно — принимает за тонкую маскировку ревизора.
Перепуганный городничий тут же предлагает деньги, уговаривает важного гостя переселиться к себе, а заодно осмотреть, будто бы из личного любопытства, городские учреждения. Хлестаков внезапно соглашается. Городничий суетливо пишет записки супруге и Землянике, отправляя с ними Добчинского. За дверью в этот момент подслушивает Бобчинский — настолько рьяно, что падает прямо в комнату, едва дверь открывается. Городничий уезжает вместе с Хлестаковым, во власти паники и неуверенности, надеясь угодить столичному ревизору.
Действие третье
Анна Андреевна томится в ожидании новостей и нервно срывается на Марью Антоновну, как всегда выражая недовольство дочерью. В этот момент прибегает Добчинский. Он запыхавшись вручает записку и начинает рассказывать последние новости: новый чиновник не генерал по званию, но по мощи и манерам ничуть не уступает высшему начальству. Сначала инкогнито оказался грозен, однако вскоре стал добрее и сговорчивее. Анна Андреевна разворачивает записку, где среди списка солёных огурцов и икры проскальзывает просьба подготовить комнату к приезду гостя, а также взять у купца Абдулина бутылку вина. Две женщины, споря о гардеробе, решают, в каком именно наряде встретят столичного визитёра.
Скоро появляются городничий и Хлестаков, сопровождаемые Артемием Земляникой, Лукой Хлоповым и вечными спутниками Добчинским и Бобчинским. Завязывается разговор. Земляника, желая снискать похвалу, утверждает: как только он возглавил больницу, пациенты поправляются «один за другим, словно мухи». Городничий, устало подчеркивая свою бескорыстную преданность, вещает о личном самоотвержении на благо общества. Хлестаков, уже почувствовав себя властителем положения, с ленцой интересуется, где бы ему в городе сыграть партейку в карты. Городничий, заподозрив подвох, категорически выступает против картёжных забав, позабыв, что недавно сам выиграл у Хлопова.
С появлением дам Хлестаков становится особенно хвастлив — уверяет, что в Петербурге его принимали за главнокомандующего, дружит с самим Пушкиным, управляет целым департаментом с помощью 35000 курьеров и уже в ближайшее время ожидает назначения в фельдмаршалы. Его рассказ наводит ужас на городничего и всех чиновников. Все в панике расходятся, а Хлестаков уходит к себе отдыхать.
Анна Андреевна и Марья Антоновна, продолжая спорить, кому больше улыбался приезжий, вместе с городничим сыплют вопросами Осипа о хозяине. Тот, хитро отвечая двусмысленно, окончательно убеждает их в высокой важности нового гостя. Городничий, исполненный опасений, поручает полицейским стоять на входе и ни под каким предлогом не впускать купцов, жалобщиков и иных просителей, чтобы никакие неприятности не дошли до «влиятельного» ревизора.
Действие четвертое
Чиновники собираются в доме городничего и в спешке обдумывают дальнейшие действия. Озабоченные, они решают попытаться задобрить Хлестакова деньгами, чтобы сгладить неожиданную проверку и, возможно, спасти свои позиции. Первыми отправляют к нему Ляпкина-Тяпкина, славящегося своей словоохотливостью и даром убеждения. Однако нервы подводят: когда он входит к Хлестакову, страх берет верх, связно говорить не удается, а мысли путаются даже на элементарных вопросах. Ляпкин-Тяпкин роняет деньги и уже внутренне готовится к худшему, считая себя чуть ли не арестованным. Хлестаков, к удивлению собравшихся, не отказывается от денег, а просит у испуганного чиновника в долг под предлогом дорожных затрат.
После этого, встречая других посетителей — почтмейстера, смотрителя училищ, Землянику — он свободно общается: обсуждает жизнь в городе, шутливо раздает сигарки, интересуется женскими предпочтениями. Даже подмечает перемены в росте Земляники, чем приводит его в замешательство. Каждому он сообщает о временных финансовых трудностях и просит «взаймы». Земляника решает выделиться, настраивая Хлестакова против коллег и обещая дать информацию письменно. Когда появляются Бобчинский и Добчинский, Хлестаков сразу же просит тысячу рублей, затем скромнее — хотя бы сто, но в результате получает шестьдесят пять. Добчинский пользуется случаем, чтобы замолвить словечко о судьбе своего внебрачного сына, надеясь получить покровительство. Бобчинский же, польщённый вниманием, просит передать о нём добрые слова в столицу, если получится — даже императору. Интрига и нелепая паника охватывают дом городничего, а Хлестаков ловко пользуется ситуацией.
После того как Бобчинский и Добчинский покидают его комнату, Хлестаков усаживается за письмо давнему другу Тряпичкину в Петербург. В письме он с воодушевлением описывает невероятную историю — как его приняли за важного государственного чиновника в уездном городе и какие курьезы происходят вокруг. Пока Хлестаков занят писательскими трудами, слуга Осип старается убедить хозяина побыстрее уехать из города, предчувствуя возможные неприятности. Его доводы находят отклик — он поручает письмо Осипу, а заодно отправляет того хлопотать о лошадях для скорого отъезда.
Вскоре к Хлестакову вбегают купцы, несмотря на сопротивление квартального Держиморды. Купцы жалуются на произвол городничего, просят защиты, а заодно передают испрошенные пятьсот рублей взаймы. Осип берёт у купцов не только деньги, но и всевозможные мелочи: сахарную голову, даже верёвочку — ведь в дороге пригодится всё! За купцами в очередь выстраиваются другие жители с просьбами и жалобами: сначала слесарша, затем супруга унтер-офицера. Осип довольно быстро выпроваживает очередных просителей.
Неожиданно появляется Марья Антоновна — случайная встреча переходит в признание Хлестакова в любви, поспешный поцелуй и совсем уж театральное объяснение на коленях. В этот напряжённый момент появляется Анна Андреевна, вне себя от злости. Она выгоняет дочь, но тут же ловит на себе влюблённый взгляд Хлестакова, который и ей предлагает руку и сердце. Не смущаясь тем, что она замужем, он уверяет, что для чувств не существует преград, приглашая «удалиться под сень струй». Внезапно появляется Марья Антоновна, и мать тут же строго отчитывает ее. Однако Хлестаков, не вставая с колен, вновь делает предложение девушке. Вскоре в помещении появляется городничий, растерянный и напуганный жалобами купцов. Не сразу понимая суть семейных разногласий, он благословляет предполагаемую свадьбу, когда Хлестаков начинает угрожать самоубийством.
Осип объявляет, что лошади поданы, и Хлестаков сообщает городской семье о своем скором отъезде — всего лишь на один день для посещения богатого дяди. По традиции занимает ещё денег, запрыгивает в экипаж, сопровождаемый восторженным и ослеплённым семьёй городничего. А Осип бережно берет персидский ковер. Подстилка пригодится.
Действие пятое
Проводив Хлестакова, городничий вместе с Анной Андреевной предаются мечтам о блестящем будущем в Петербурге. Для них впереди сияют новые горизонты: в мыслях — генеральские погоны, столичная жизнь и громкое признание. Их грёзы нарушает появление купцов. Городничий, опьянённый удачей, напускает на них страху, но тут же великодушно всех прощает и отпускает с миром. Следом в дом начинают стекаться многочисленные гости. Почётные горожане, отставные чиновники и их семьи спешат поздравить счастливую пару. Атмосфера наполнена лицемерными речами, а вокруг — завистливые взгляды. Городничий и его супруга уже ощущают себя почти аристократами, купаясь во внимании и поздравлениях.
Но внезапно вбегает почтмейстер с тревожной вестью: вскрыто письмо Хлестакова, из которого становится ясно, что он вовсе не ревизор. Послание читают вслух, и каждый из собравшихся замирает, услышав своё имя в нелестном описании. Чтение превращается в мучение: всякий, обнаружив в тексте упоминание себя, теряет дар речи.
Потрясённый и разгневанный, городничий произносит обличительную речь — не только разоблачителю Хлестакову, но и писаке, который, безусловно, превратит эту историю в глумливую комедию. Весь гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, ведь именно они подали ложную весть. В этот момент появляется жандарм и объявляет, что по распоряжению Петербурга их всех требует к себе настоящий ревизор. Потрясённые, герои застывают в панике — начинается легендарная «немая сцена», и занавес опускается.
Заключение
По признанию самого Гоголя, работая над «Ревизором», он стремился собрать воедино все недостатки России, какие только знал, и осмеять их разом. В этом произведении отражены практически все социальные изъяны той эпохи — от коррупции до лицемерия. Неудивительно, что поставке комедии на сцене долго сопротивлялись: цензоры опасались её остроты и сатирической направленности. Ситуацию спас Жуковский, который лично заверил императора: в пьесе нет ничего опасного — лишь забавное высмеивание пороков провинциальной бюрократии.
«Ревизор» практически мгновенно завоевал признание публики. Многие цитаты из комедии стали афоризмами и быстро вошли в обиход. Значимость этого произведения не теряется со временем. Даже для современного читателя сатиричный взгляд Гоголя остаётся удивительно свежим и живым. После прочтения краткого пересказа «Ревизор» рекомендуем обязательно ознакомиться с полным текстом пьесы — так можно ещё лучше понять глубину этой гениальной сатиры.
