Не все знают, но легендарный Панамский канал, позволивший проложить короткий морской путь из Атлантического в Тихий океан, мог вполне называться Никарагуанским. Но проект в итоге не был реализован.
Первые исследования перешейка начал еще испанский король в 16 веке. Потом идею подхватили британцы и американцы. Последние в итоге все-таки построили судоходный канал. Южнее — в Панаме. Значит ли это, что проекту, который был заложен еще 5 веков назад, так и не суждено осуществиться?
Никарагуа — одна из стран Центральной Америки. Находится на перешейке рядом с Коста-Рикой и Панамой.

Но здесь перешеек более широкий и, кажется, построить судоходный канал именно в этом месте нелогично.

При детальном рассмотрении карты можно увидеть, что здесь есть достаточно большое озеро Никарагуа, судоходные реки и совсем нет крутых гор.

Место это даже более удобное для прокладки морского пути. Большая часть перешейка (из-за него даже был конфликт между США и Великобританией) от Карибского моря до западного берега озера Никарагуа судоходная и использовалась для доставки грузов сто лет назад. На сравнительно небольшом участке (более коротким по сравнению с Панамским каналом) товары до Тихого океана приходилось перемещать сухопутным маршрутом.
Именно этот проект был в предпочтении для строительства канала. Но из-за нестабильной политической обстановки (США даже временно ввело оккупационные войска по просьбе президента) и страха извержения вулкана, американцы в последний момент отказались от него в пользу Панамы.
Возрождение проекта
В 2012 году в правительстве Никарагуа вновь поднялся вопрос о достройке Никарагуанского канала. Даже было принято соответствующее решение в местном парламенте. С 2013 года проект находился в управлении гонконгской компании HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd. На реализацию планировалось выделить более 40 миллиардов долларов и привлечь около 200 000 работников.
Больше всего в новом маршруте заинтересован Китай, который планирует перевозить по нему нефть из Венесуэлы. Но также предусмотрена возможность подключения и России.
Правда, сейчас проект снова заморожен, но официального отказа от него не прозвучало.
Морской канал в Никарагуа — угроза для США?
Хотя Панамский канал принадлежит Панаме, все же он находится в ведении управляющих компаний, которые часть прибыли распределяют между акционерами, в том числе американскими. Канал в Никарагуа заберет значительную часть трафика, вместе с доходами.
Есть другие, более веские факторы, которые вызывают обеспокоенность в Штатах.
- Во-первых, два судоходных канала — это увеличенная пропускная способность. Что позволит Китаю экспортировать еще больше дешевой венесуэльской нефти с меньшими издержками. Естественно, это станет дополнительным драйвером для развития китайской экономики и влияния китайцев в регионе. Выиграют от этого и российские госкомпании, в итоге — Россия, которые почти монопольно занимаются добычей нефти в Венесуэле.

- Есть и более опасное для США развитие событий — строительство в регионе военной базы Китая или России. В случае возобновления строительства канала — никарагуанские власти будут заинтересованы в защите судоходного маршрута от возможных терактов. Естественно, что вероятным партнером по военно-экономическому сотрудничеству станет тот, кто достроил канал.
Посмотрим на карту еще раз:

У Никарагуа весьма удобное стратегическое положение. Карибское море — активный судоходный регион. А перешеек позволяет быстро перебрасывать флот из Атлантики в Тихий океан и обратно. До берегов США чуть больше 1000 километров. Чтобы поразить территорию Соединенных штатов, российским или китайским подлодкам не нужно даже выходить из порта. Например, время подлета «Циркона» составит всего 8 минут.
Подлодки получат техническую поддержку в Карибском море, что позволит постоянно находиться в регионе и в любой момент неожиданно нанести сокрушающий удар по Штатам — время подлета будет измеряться уже секундами. Аналогично для истребителей и бомбардировщиков, которые получат в регионе непотопляемый «авианосец». Это будет настоящая проблема для США, если не сказать — тихий ужас.
Согласится ли Никарагуа?
Обращая внимание на то, что маленькая латиноамериканская страна крайне отрицательно настроена против США (из-за оккупации и вмешательства во внутренние дела Никарагуа), к тому же ищет источники финансирования, военная база в обмен на финансирование строительства канала может стать реальностью.