Единого ответа на этот вопрос не существует, так как популярность фильма оценивается по разным критериям. В советские годы самым распространенным показателем была численность зрителей, которые посмотрели фильм в первый год его показа. Согласно этому критерию, лидером советского проката стал фильм «Пираты ХХ века» (1980, режиссер Борис Дуров), собрав 87,6 млн зрителей. На втором месте находится картина «Москва слезам не верит» (1980, режиссер Владимир Меньшов) с 84,4 млн зрителей, а третье место занимает «Бриллиантовая рука» (1969, режиссер Леонид Гайдай), который привлек 76,7 млн человек.
Не стоит выпускать из виду еще один широко применяемый способ определения уровня популярности — проведение опросов. В эпоху Советского Союза ежегодные опросы среди читателей организовывались журналом «Советский экран». Впервые такой опрос состоялся в 1958 году, когда фильмом года был назван «Высота» (режиссер Александр Зархи). В 1980 году читатели отдали предпочтение не картине «Пираты ХХ века», а выбрали фильм «Москва слезам не верит» лучшим. По результатам последнего из подобных опросов, проведенного в 1991 году, верхнюю строчку заняла картина «Небеса обетованные» (режиссер Эльдар Рязанов). Уже в постсоветское время такие опросы также продолжают проводиться, и в одном из них признание завоевал очень душевный, хотя редко достигающий первых мест в подобных рейтингах фильм «Девчата» (1961 год, режиссер Юрий Чулюкин).
Существуют фильмы, которые остались в памяти зрителей, независимо от их статистических показателей. Они охватывают широкий диапазон: от картины «Чапаев» (1934 год, режиссеры братья Васильевы) до «Баллады о солдате» (1959 год, режиссер Григорий Чухрай), а также от «Калины красной» (1974 год, режиссер Василий Шукшин) до популярной ленты «Любовь и голуби» (1985 год, режиссер Владимир Меньшов). Эти фильмы оставили яркий след в культуре и продолжают оставаться значимыми для нескольких поколений. Интересно, что их успех не всегда определялся количеством зрителей в первый год выхода на экраны. Например, культовый фильм «Белое солнце пустыни» (1970 год, режиссер Владимир Мотыль) изначально не вызвал такого ажиотажа, как знаменитая серия «Неуловимые мстители». Однако с годами его популярность только возрастала. Многие фразы из подобных фильмов вошли в бытовую речь, что является истинным показателем народной любви. Взять хотя бы творения Леонида Гайдая. А фраза «Элементарно, Ватсон!»? Примечательно, что придумали ее вовсе не Конан Дойл, а сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид для картины Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
К началу 1960-х годов в СССР производство кинофильмов было хорошо организовано, и в среднем на экраны ежегодно выходило около 100–120 фильмов. Однако стоит учесть, что начиная с середины 1960-х годов киностудии страны стали активно снимать полнометражные фильмы не только для кинотеатров, но и специально для показа на телевидении. Таким образом, фактическое количество произведенных фильмов в год было значительно больше и составляло порядка 250–300 работ. Представить, сколько зрителей за все эти годы увидело легендарные картины, такие как «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975, режиссер Эльдар Рязанов), «Обыкновенное чудо» (1978, режиссер Марк Захаров) или «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975, режиссер Виктор Титов), поистине поражает воображение.
Отечественное кино действительно отличалось большим богатством и разнообразием, поэтому выбрать только одно название невозможно — наверняка найдется как минимум десяток фильмов!
Главное фото: кадр из художественного фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1985).