Витимский мост, расположенный на границе Бурятии и Забайкальского края, носит негласное звание самого опасного во всей стране. Опоры выполнены из металла, на них уложены пролеты и шпалы, при этом настил как таковой отсутствует. Это все элементы конструкции. Дорожного покрытия, перил, площадок нет. Рядом лежащие шпалы соединены с помощью обычных скоб. Им уже много лет, местами прогнившие. В местах, где их нет, можно увидеть, как течет Витим.
На шпалах в некоторых местах уложены доски, выступающие в качестве направляющих для движения транспортных средств. Их наличие не сильно упрощает задачу для водителя, так как проехать мост – это то, с чем справится не каждый. Длина конструкции составляет 570 метров, высота – 15 метров. Больше всего опасности в себе таит ширина моста. Она немного больше, чем база грузового автомобиля. Поэтому, чтобы перебраться через мост на машине, требуется сопровождающий, который будет идти впереди и контролировать процесс движения транспортного средства. Не стоит забывать и о постоянном сильном ветре, создающим дополнительные риски для тех, кто отважился ступить на мост.
И это еще не все. Одна из опор конструкции отсутствует, она была разрушена ледоходом. Из-за этого пролет начал проседать и раскачиваться, что делает движение по мосту еще опаснее.
Не стоит забывать о том, что Витимский мост – это один из важнейших транспортных узлов в регионе, а не аттракцион для испытания навыков вождения. Благодаря этому мосту жители населенного пункта Куанда могут попасть на Большую землю. Процесс возведения моста завершился в 1982 году, конструкция позиционировалась как временная, являющаяся основой для строительства большого моста, по которому будут ездить поезда. Одно из названий населенного пункта – «малая столица БАМа». В этом месте в 1984 году было уложено «золотое звено» и Байкало-Амурская магистраль превратилась в единую сеть, по которой начали ходить поезда.
После запуска движения, пропала необходимость в автомобильном мосте, так как официально между станциями БАМа было только железнодорожное сообщение. На практике путь для машин существовал и обеспечивался за счет Витимского моста. Местные жители активно использовали мост по назначению, перевозили продовольствие и топливо из города Таксимо, он находится на противоположной стороне реки.
Но если в документах не закреплено, что мост существует и функционирует, то, соответственно, не осуществляется его обслуживание. Этим занимаются жители населенного пункта Витим. Они по мере возможности производят замену трухлявых шпал на новые, укладывают доски. А металлическая конструкция уже много лет не обследовалась и не ремонтировалась.
Следствием этого стало, что в 2018 году мост лишился одной из опор, она была снесена большой льдиной. Мост выдержал столкновение, но процесс движения по нему стал гораздо опаснее.
Местные власти приняли решение ограничить движение по мосту еще в 2016 году. Официально он считается недействующим и незаконным.
По реке Витим проходит граница межу двумя регионами России (Бурятская республика и Забайкальский край), и мост оказывается разделенный на две части административным барьером. Власти регионов не хотят заниматься восстановлением, обслуживанием моста и вносить его в реестр объектов собственности муниципалитета.
Так самый опасный мост России стоит уже много лет, связывая два берега реки и два региона, представители которых отказываются им заниматься. Только местные жители своими силами чинят мост, хотя на его месте давно пора установить новую конструкцию, безопасную и надежную.