Главная » Шапка Ерихонская (1621 год)

Шапка Ерихонская (1621 год)

Когда в 1613 году Михаил Романов венчался на царство, в Москву для усиления оружейного дела были вызваны мастера из разных городов, в том числе Мурома, славившегося своими кузнецами. Так в Кремлевской Оружейной палате появился известный мастер Никита Давыдов, который в течение 50 лет создавал русское ратное оружие. В 1621 году он выковал для царя Михаила Федоровича парадный булатный шлем, названный шапка Ерихонская, что означало «важная, главная». Всего в Ерихонской шапке 95 алмазов, 228 рубинов, 10 изумрудов. Вначале ее венчал и небольшой крест, сделанный из чистого золота, который не сохранился.

Боевые шлемы в Древней Руси в зависимости от формы назывались по-разному, чаще шеломами, позднее, позднее, когда они стали вытягиваться вверх, — чичаками, или шишаками. Простые, склепанные из нескольких железных пластин, назывались шапками — «шапка железная», «шапка медная».

В начале XVII века парадные, иногда ратные шлемы, особенно если они предназначались для князей, предводителей дружин, украшали серебряными и золотыми вставками-орнаментами, крестами, наносили орнамент-насечку, «впечатывали» драгоценные камни. Шлемы, которые стали копировать с восточных образцов с коническим острием кверху, называли ерихонками.

Шишак великого князя Ярослава Всеволодовича. Рисунок Ф.Г. Солнцева, XIX в.
Шишак великого князя Ярослава Всеволодовича. Рисунок Ф.Г. Солнцева, XIX в.

Шлем конической вытянутой вверх формы, в отличие от западноевропейского, округлого, имел свои преимущества. Сабли, мечи, копья при ударе сверху соскальзывали с его остроконической поверхности, а стрелы как бы «промахивались» мимо шлема. Именно такие шишаки стали использовать русский воины в ратном деле.

Читайте также  Столбы выветривания на плато Маньпупунер - природное чудо России

Русские оружейники, которые работали в Московском Кремле, хорошо знали восточные чичаки, сабли, щиты, благо от воинов Золотой Орды остались многие виды вооружений. Поэтому они чаще подражали имевшимся у них образцам, иногда добавляя в них что-то свое. Вначале они выковывали разные части шлема, которые потом склепывали. С обеих сторон на шарнирах привешивали наушники, а для защиты лица в переносице появились наносники, их для удобства делали съемными. Позднее шлемы стали выковывать целиком из листовых кусков стали.

Мы не знаем, чем руководствовался мастер Никита Давыдов, когда по заказу для царского шлема решил делать не новый шлем, а взял уже имевшийся у него — восточный работы из булатной стали — и стал его обновлять. Очевидно, этот шлем, изготовленный либо иранскими, либо турецкими кузнецами, понравился ему своей граненой формой, искусством ковки, орнаментом. Он сделал на нем изображения трех корон с православными крестами, добавил с обеих сторон наушники на шарнирах, прицепил сзади назатыльник, нанес свой крупный орнамент, украсил драгоценными камнями. Внутреннюю сторону обложил эмалевыми миниатюрами — изобразил архангела Михаила, в центр добавил сюжет с Гераклом. На внешней стороне остался красивый восточный орнамент и арабские надписи из Корана «Обрадуй правоверных обещаниями помощи от Бога и скорой победы».

Большой герб Российской империи
Большой герб Российской империи

Давыдов создал царский боевой шлем-корону. В те времена на Руси, как и во многих других европейских странах, монарх воспринимался прежде всего как государь-воин, как защитник своих подданных. Поэтому его боевой головной убор часто объединял в себе элементы шлема и короны. Царь остался очень доволен этой работой и одарил мастера подарками, в том числе аглицкими тканями.

Читайте также  Гуниб - село, парящее в небесах

В XIX веке к этому шлему, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, особый интерес проявили царские историки-патриоты. Неизвестно, какими документами они руководствовались, но в 1856 году появилась устойчивая легенда, что этот шлем первоначально русский и принадлежал великому князю Александру Невскому. Так на большом гербе Российской империи, утвержденном в 1856 году, появилось изображение Ерихонской шапки мастера Давыдова в качестве шлема Александра Невского.

Использованы материалы: Кубеев М.Н. «Сто великих сокровищ и реликвий», ООО «Издательский дом «Вече».

, , , , , ,

Расскажите друзьям