Новая трасса — это будущий мегапроект с объемом инвестиций в 800 миллиардов рублей. Дорога будет платной и проектируется с учетом особенностей эксплуатации длинномерных (50 метров) беспилотных грузовиков. Это означает отсутствие резких поворотов, обустройство широких стоянок с зарядными станциями и другой инфраструктуры, необходимой для работы ИИ. Общая протяженность автобана — 2000 км.
Подробности проекта
Платные дороги для России — не в новизну. Например, М4 «Дон» по маршруту Москва-Новороссийск или М11 «Нева», соединяющая Санкт-Петербург со столицей. Но деньги на их строительство выделены из государственного бюджета. Управляются госкомпанией «Автодор», которая и собирает деньги за проезд. Аналогичная ситуация с другими платными магистралями РФ.
Частная автомобильная дорога — это совершенно иное. Так же, как частный ресторан или салон красоты. Здесь нужен инвестор, который вложит свои или взятые в кредит деньги в выкуп участков земли, строительство самой дороги и инфраструктуры: съездов, системы освещения, мест отдыха, нанесения разметки и установки знаков. При этом ему нужно еще и привлечь пользователей — водителей, желающих ехать именно этим маршрутом и заплатить за право проезда. Собранные деньги идут на обслуживание дороги, текущий ремонт. Все, что останется — и есть прибыль собственника.
Платные дороги встречаются по всему миру, есть даже в Африке, на Ближнем Востоке. Но больше всего распространены в Китае, Бразилии, Италии, Франции. «Меридиан» станет первой в России полностью платной магистралью, которая построена за счет частных инвестиций.
«Меридиан» — первая частная автомобильная дорога в России
Это будет новая трасса, которая не дублирует ни одну из существующих дорог. Общая длина — около 2000 км. Магистраль пройдет от границ Беларуси до Казахстана и станет частью трансконтинентального пути «Шанхай — Гамбург». Фактически это одна из веток нового Шелкового пути.
Но тут можно вспомнить другой масштабный проект — трассу М12. Возникает вопрос: где логика?
Зачем России сразу две дублирующие дороги из Китая в Европу? Разве частная магистраль не станет конкурентом государственной, отнимая у нее трафик и часть потенциальной прибыли?
Если внимательно изучить карту, все сразу становится на свои места. Это два разных маршрута. Трасса М-12 идет от Москвы до Монголии и далее к северу Китая. Она, совместно с трассой М-11 станет транзитным маршрутом для товаров из КНР в Северную Европу.
«Меридиан» выходит через Казахстан на западные границы Китая и будет соединять центральные и южные промышленные регионы с Восточной Европой. Эти направления не являются альтернативой друг другу.
С другой стороны можно, даже нужно прокладывать параллельные к этим маршрутам дороги. Потенциал грузоперевозок настолько велик, что высокая загруженность и рентабельность будет обеспечена даже для сотни параллельных направлений.
Просто посмотрите, как на одном и том же масштабе карты выглядит наша дорожная сеть от Н. Новгорода до Тюмени:
И дорожная сеть Китая:
К сожалению, в России дорожная сеть пока развита плохо, если сравнить с США или хотя бы Китаем. Но и плотность населения заметно ниже. Частные дороги помогут ускорить развитие транспортной инфраструктуры. В такой ситуации:
- государству не нужно выделять из ограниченного бюджета средства на масштабные проекты;
- все риски берет на себя частный инвестор, а значит государство в любом случае в выигрыше;
- качество дорог будет высоким, так как другим способом заставить обычных водителей платить за проезд по дороге не получится;
- у людей появится выбор: заплатить и добраться до пункта назначения, скажем за 5 часов или доехать по общественной дороге за 8 или 10.
В подобной ситуации больше всего рискует именно инвестор, который вкладывает свои деньги, и немалые — 800 миллиардов рублей. Поэтому можно быть уверенным, что проект будет проработан до малейших деталей, а качество будет самым высоким.
Но, чтобы все дороги не стали платными, государству нужно также вкладываться в инфраструктуру. Благодаря тому, что самые загруженные направления будут на плечах инвесторов, появится возможность заняться региональными и местными дорогами, которые станут альтернативой платным.
Что из этого получится — пока сложно сказать. Но под будущую магистраль уже выкупаются земельные участки. По предварительной оценке строительство 1 км обойдется в 400 миллионов рублей. Сдача в эксплуатацию планируется на 2024 год. Хотя такие сроки весьма оптимистичны.
Фото: Азиз А.