На что способен этот странноватый аппарат? И при чем здесь конверты?
Понять его суть довольно просто. Достаточно представить обычный вертолет и самолет с пропеллером.

Оба они имеют винт. Только в первом случае винт тянет вертолет вверх, а в случае самолета – горизонтально.

Так вот конвертоплан сочетает в себе одновременно и вертолет, и самолет. При взлете его винт направлен вниз и поэтому конвертоплан взлетает вертикально, как вертолет:

При наборе высоты, этот же самый винт разворачивается

и далее этот винт толкает конвертоплан горизонтально. То есть аппарат превращается в самолет:

Наиболее известный и распространенный конвертоплан в мире – американский V-22 Osprey. Просто посмотрите, какой монстр:

Впрочем, концепцию конвертоплана придумали, как обычно, в России. Сделал этот инженер Борис Юрьев еще перед Второй мировой войной. Правда, до реально действующей модели там не дошло. Единственная страна, которая серийно выпускает такие аппараты – США. Указанный выше V-22 – единственный в мире серийный конвертоплан, стоящий на вооружении.
Кстати, почему именно конвертоплан? Бумажный конверт тут ни при чем. Название произошло от английского слова converting, что означает «Преобразование» (например, «конвертирование валют» – пересчет одной валюты в другую). Действительно. Винты изменяют положение и потому можно сказать, что направление тяги преобразуется. Отсюда и «конвертоплан».
Конвертоплан: в чем преимущества
По-сути дела, это самолет, который может взлетать вертикально. Что очень важно при отсутствии взлетной полосы. Например, где-то в диких местах, на палубе корабля, в горной местности и т.д.
Почему же нельзя использовать просто вертолет? Дело в том, что вертолет имеет серьезный минус: в воздухе он как бы «опирается» на винт. То есть именно винт создает подъемную силу. Это отнимает очень много энергии. Полет вертолета не так эффективен, как самолета (некоторые модели могут вообще с выключенным двигателем часами планировать).
У конвертоплана, как и у самолета, есть крылья. При горизонтальном полете он опирается на них, они создают подъемную силу. Это позволяет экономить энергию, а значит – улетать намного дальше. И быстрее, кстати говоря. Допустим для вертолета 250-300 км/ч это уже предел скорости, а 1000 км – очень серьезная дальность полета. Для большинства недостижимая.
Американский же конвертоплан V-22 может разгоняться до 565 км/ч и улетать на 2600 км при массе до 27 тонн.
Что будут выпускать в России

Конечно, это далеко не американский титан V-22. Прямо очень далеко не он 🙂 Речь идет о беспилотнике Д-20К массой всего 29 кг.
По-сути мы видим нечто похожее на квадрокоптер, но только «скрещенное» с беспилотным самолетом. При этом, характеристики аппарата фактически недостижимы для квадрокоптера схожей массы и габаритов:
- Время полета: 11 часов.
- Дальность полета: 800 км.
- Скорость: 144 км/ч.
- При дальности 800 км аппарат может нести 1,5 кг полезной нагрузки.
- Максимальная полезная нагрузка: 5 кг, но дальность полета снизится.
Очевидно и преимущество перед небольшими беспилотными самолетами: эту штуку можно запускать вертикально. То есть, с любой полянки. Не нужно никакой взлетной полосы, никакого ровного открытого пространства. Поставил на землю, взлетел, полетел.
Что может быть полезной нагрузкой?
Вот что пишет производитель, группа компаний «Аэромакс»: «Основное предназначение судна – выполнение фото-, видео-, тепловизионной и мультиспектральной съемки и воздушного лазерного сканирования для нужд энергетической отрасли, лесного и сельского хозяйства».
То есть дрон позиционируется как гражданский. Ну, а что получится в итоге – посмотрим. Думаем, и военное применение вполне можно найти. Напомним, что выпуск Д-20К не планируется, а он уже начался. Даже если это будет просто гражданская версия, все равно это хорошее подспорье нашим аграриям, лесникам и т.д.