Главная » Важный судоходный канал, который Россия может «забрать» у Финляндии, если та вступит в НАТО

Важный судоходный канал, который Россия может

Если посмотреть на карту Финляндии, то первое, что бросится в глаза – огромное количество озер. Действительно, почти 1/10 площади страны занимают озера. Их там 190 000 штук. Причем около 60 000 имеют площадь более 1 гектара (т.е. 10 тыс. кв. м.).

Самое большое финское озеро – Сайма. По размеру оно четвертое в Европе – 4,4 тысячи кв. км. (что всего в 2 раза меньше нашего Онежского озера).

Казалось бы, карта отчетливо показывает, что Онежское озеро во много раз крупнее. Не в 4 раза, а раз в 15.

Но это только так кажется, потому что Сайма – это не просто озеро (отмеченное стрелочкой), а целая система озер, соединенных в единый водоем естественными водными перемычками:

Береговая линия всей этой озерной системы – около 15 тысяч километров! Кроме того, по различным искусственным каналам и рекам озеро связывается с другими крупными озерами Финляндии.

Хозяйственное значение этого озера – огромно. Водный транспорт – самый дешевый, а потому по Сайме в огромных количествах перевозятся грузы и пассажиры. Это самая настоящая кровеносная система государства, облегчающая и удешевляющая сообщение.

Есть лишь один минус – природа не соединила озеро Сайма с Балтийским морем. А это значительно усложняет доставку международных грузов в Финляндию и из нее.

Скажем, лесная промышленность (одна из основных отраслей финской экономики) широко использует озера и реки для доставки, но отсутствие связи с Мировым океаном заставляет осуществлять перевалку на сухопутный транспорт.

Однако, люди нашли выход. Сделано это было еще в 19 веке, когда Финляндия являлась частью России (для многих это открытие, но до самой революции 1917 года финны были нашими соотечественниками).

Читайте также  Байкальская нерпа: необычный тюлень в необычном озере

В те времена Петербург, как столица империи, активно развивался и для застройки ему очень нужен был лес. А много хорошего леса имелось, в том числе, и в Финляндии. Но только вот доставлять бревна с перевалкой на сухопутный транспорт было неудобно.

Поэтому по высочайшему решению было начато строительство канала из озера Сайма в Финский залив. Вот по такому маршруту:

Канал назвали Сайменским. Его длина – 57 км. Минимальная ширина – 34 метра. Минимальная глубина – 5 метров.

Канал существует до сих пор и очень активно используется. Однако, после распада Российской Империи, канал оказался разделен. Примерно 34 км осталось в России, а 23 км – в Финляндии.

В 1962 году между СССР и Финляндией был подписан договор аренды, согласно которому, финны платят нам деньги за пользование каналом (т.е. за проход по нему судов).

Первоначально договор был подписан на 50 лет (до 2013 года), а по истечении данного срока был перезаключен еще на 50 лет. То есть на данный момент он действуют и до 2063 года финны могут перевозить грузы через канал по нашей территории.

За аренду они платят по такой схеме:

  • 1,22 млн евро в год – это фиксированный платеж. Он не зависит от количества пройденных судов. Его перечисляют просто по умолчанию.
  • +0,18 евро платится за каждую валовую тонну груза, проведенного по каналу. Причем 1,5 миллиона тонн можно провести бесплатно (они уже включены в те 1,22 млн евро), а вот все что выше – оплачивается.

При этом, дополнительно оплачиваются именно валовые тонны. Объясняем, что это.

Каждый корабль имеет, скажем так, «паспортную грузоподъемность». Ну, допустим, 10 000 тонн – это максимальное количество груза, которое он может взять. Вот эти 10 000 тонн – и есть «валовая вместимость» судна. Она может сильно отличаться от количества грузов, которые реально перевозятся по каналу.

Читайте также  Зачем Россия тратит миллиарды долларов на реку Волгу

Скажем, даже если описанное выше судно пройдет по каналу порожняком – его все равно запишут и его все равно придется оплачивать, исходя из валовой вместимости.

Ну, это уже частности. Главное, что здесь стоит отметить: сейчас ходят разговоры, что в случае вступления Финляндии в НАТО, договор аренды нам придется расторгнуть. Как по политическим мотивам, так и из соображений безопасности.

С точки зрения России договор аренды являлся формой благотворительности. Ну, или жестом добрососедства. Финляндия проводит по каналу около 4,5 млн тонн в груза в год, что с учетом всех условий не дотягивает даже до 2 миллионов евро в год (арендных платежей).

Это так мало, что практически не окупает расходов на содержание канала. Ведь канал, это не просто траншея с водой. Это шлюзы, это электрические сети, это персонал и т.д.

Зато для финнов данный канал был весьма выгоден. Не даром они обеспокоились перезаключением нового договора аж за 8 лет до истечения первого (первый истекал в 2013-м, а финны начали первые переговоры еще в 2005-м).

Так что расторжение договора – это для них, все-таки, потеря. Да, сама по себе она не столь критична. Но мир и без того погружается в эпоху энергетического голода, а тут они сами, добровольно рвут наиболее эффективные логистические цепочки и отказываются от наиболее доступной энергетики. Ну, что ж. Это их выбор.

Источник

, ,

Расскажите друзьям