Строительство самой мощной в мире электростанции — Пенжинская ПЭС («П» в аббревиатуре «Приливная») — именно на Камчатке не случайно, так как в Пенжинской губе случаются одни из мощнейших приливов на Земле. Потенциально, возведение комплекса электростанций здесь позволит извлекать из природного явления фактически даром, без использования каких-либо ресурсов, до 100 Гигаватт электроэнергии. Насколько это много?
Мощность взорвавшегося блока Чернобыльской АЭС была всего 1 Гигаватт, а самой мощной в России Саяно-Шушенской ГЭС составляет 6,4 Гигаватт. Это в 15 раз меньше, чем потенциальная мощность, которую может вырабатывать Пенжинская ПЭС.
Что мы получаем? На Камчатке планируется строительство мощнейшего источника электроэнергии в мире. Но куда ее потом девать?
Максимальная нагрузка у многомиллионной Москвы с пригородами, разветвленной системой метрополитена, трамвайной сетью, невероятной подсветкой и машиностроительными предприятиями не превышает 9 Гигаватт. Получается, мощности ППЭС хватит, чтобы обеспечивать 11 российских столиц в период пиковых нагрузок.
Но вряд ли найдется столько людей, даже заселявшие одну Москвы, на всем Дальнем Востоке. А ближайшие города, Магадан и Петропавловск-Камчатский, не расходуют и одной сотой той электроэнергии. Поэтому появилось несколько версий, зачем России в этих безлюдных местах такой мощный источник энергии.
Первая — продавать электроэнергию соседям
Да, в регионе сразу три крупнейших экономики: КНР, Япония и Корея. Но до соседей не так близко, придется прокладывать высоковольтные линии электропередач, в том числе через море, длиной больше 5000 км. Это:
- дорого, сложно;
- на таких расстояниях потери энергии нивелируют все выгоды.
Кроме того, эти страны уже обеспечили себя самостоятельно электроэнергией. Такие объемы нужны разве, что при резком росте экономики на десятки процентов ВВП, что маловероятно, ведь современные рынки так перенасыщены.
Второй путь — создать на Камчатке энергозатратное производство
Здесь больше всего видится синтез водорода из морской воды. Для этого не нужно много персонала. В условиях дармовой приливной электроэнергии можно получить недорогое топливо для водородного транспорта или водородных электростанций в других регионах.
Близость к морю здесь сыграет только в плюс. Водород можно перевозить на танкерах и продавать по всему миру.
Мы не утверждаем, что за водородной энергетикой будущее. Но это перспективная технология, в первую очередь для электротранспорта. Водородные ячейки, в которых в результате химической реакции вырабатывается электроток, позволяют заправлять электромобили за считанные минуты и увеличивают запас хода на одной заправке в 3-4 раза. Современные водородные авто уже сейчас проезжают без дозаправки до 1000 км.
Третий вариант самый фантастический — создать на Камчатке глобальную электророзетку
Революция грузового электротранспорта уже началась — запущена эксплуатация первых судов на электротяге. Речь идет о контейнеровозе Yara Birkeland. Судно сможет за год перевозить до 40000 контейнеров.
Несмотря на то, что утилизация аккумуляторов тоже несет вред для экологии, электротранспорт рассматривается как меньшее из зол. В отличие от парниковых газов, которым объявлен планетарный бой.
Поэтому можно сказать, что грузовые суда на электротяге будут развиваться. Пока запас хода всего около 100 километров — этого достаточно для локальных перевозок в рамках соседних городов. Но как и у автомобилей, показатель будет расти. Не забываем и об электросамолетах. Поэтому создание глобальной розетки на Камчатке позволит не только зарабатывать на тотальной электрификации, но и стать драйвером для развития технологий.
Но подождите, кто захочет двигаться к богом забытой Камчатке ради того, чтобы подзарядиться, пусть и более дешевой электроэнергией?
Вопрос отпадает сам собой, если вместо плоской карты посмотреть на глобус — Камчатка в действительности располагается не на отшибе, а рядом с самым загруженным морским торговым путем. Именно мимо Камчатки пролегают кратчайшие маршруты из промышленных регионов Восточной Азии (это крупнейшие фабрики мира: Корея, Япония, Китай, Тайвань) в США.
Указанный выше торговый морской путь можно увидеть, посмотрев на онлайн-карту движения судов.
Не забываем о перспективах развития северного мореходства. Уже прорабатываются маршруты из КНР, Японии, Кореи в Европу через Берингов пролив и Северный Ледовитый океан.
Корабли будут просто заходить для подзарядки и следовать дальше. В перспективе Пенжинская ПЭС заменит миллионы тонн мазута и солярки. Тем более, что глобальную зарядную станцию можно сделать универсальной: предлагать зарядку электроэнергией или водородом. И выиграть независимо от того, по какому пути будут развиваться технологии.
Фото: Азиз А.