Главная » Заполярный Китеж. Печальная история якутского Зашиверска

Заполярный Китеж. Печальная история якутского Зашиверска

История о легендарном граде Китеже, который вместе со своими жителями ушел под воду, чтобы не достаться Батыевым воинам, знакома многим. Но мало кто знает, что в далекой якутской тайге был свой Китежград, который в отличие от среднерусского тезки, никуда не скрылся и не исчез. Он просто вымер, лишившись всех своих жителей.

Еще в 50-х годах прошлого века летчики, которые пролетали над лесами в Момском районе Якутии, рассказывали про остатки древнего города на берегу реки Индигирки. Редкие охотники подтверждали их слова — в одной из крутых петель, созданных руслом реки, находились полусгнившие срубы вековых домов, покосившиеся кресты на кладбище, и главное — церковь. Удивительной красоты, почерневшая от времени, она смотрела на мир пустыми глазницами оконных и дверных проемов.

Это был город Зашиверск — заполярный Китеж, или якутские Помпеи, как его позже назвали археологи. Покинутый жителями, он постепенно разрушался, терзаемый временем. А ведь три века назад в нем кипела жизнь, считался Зашиверск крупным центром северной Якутии и важной перевалочной базой на «царской» дороге из Якутска в Колымский край.

Зашиверск: от острога до уезда

Его история началась еще в 1639 году, когда русские казаки обосновались на берегах Индигирки чуть ниже шивер, в месте, где река круто изгибалась, создавая полуостров.

Шиверы — мелководные участки реки с беспорядочно расположенными на них камнями, которые частью выступают над водой. Отличаются бурным течением и опасны при прохождении на лодках.

Основанное городище располагалось как раз ниже шивер, вот и получило название Зашиверск. Удачное место (с трех сторон вода, с четвертой открытая тундра) делала его идеальной крепостью, в которой можно было держать оборону против воинственных тунгусов и откуда совершать походы вверх и вниз по течению Собачьей реки (такое название раньше носила Индигирка).

Место, где располагался Зашиверск
Место, где располагался Зашиверск

Зашиверск выполнял роль стоянки и базы снабжения для путешествующих казаков и «охочих людей». Из небольшого острога он скоро превратился в полноценный город. Здесь держали свои лавки купцы, ремонтировали кочи первопроходцы, здесь несли свою службу государевы люди — сборщики ясака с окрестных племен юкагиров. Коренное население доставляло в город меха, ценившиеся на Руси не хуже золота. Каждый год у стен крепости устраивались шумные ярмарки, гремевшие на всю округу. Якутские купцы привозили на санях железную посуду, ткани, сахар, табак, украшения, а обратно уезжали груженные собольими шкурками и бивнями моржей.

Читайте также  Руины зала резиденции королей, возрастом 1400 лет, найдены в Саффолке

В 1783 году Зашиверск стал настолько крупным, что получил звание уездного города. Тут находилось уездное казначейство, суды — земской и уголовный, за прочными стенами крепости сидел боеспособный гарнизон, а под ними располагались магазины и питейные заведения. Имя Зашиверска гремело на всю Якутскую тайгу, городу уже не хватало места на узком полуострове и он шагнул за его пределы. И ждало бы город славное будущее, как вдруг…

Роковой сундук

Что произошло с Зашиверском дальше, рассказано в легенде, которую заботливо сохранили последние его жители, а до ученых она дошла в сказаниях якутских и юкагирских охотников. Жили в городе два уважаемых человека — шаман и священник, порой враждовавшие между собой. Однажды во время очередной ярмарки шаману на глаза попался богато украшенный сундук в повозке приехавшего со стороны купца. Сам владелец сундука погиб по дороге и сокровище приехало в Зашиверск без хозяина. Шаман, как только увидел сундук, повелел его утопить на дне реки, так как почувствовал исходящую от него опасность.

Якутский шаман предчувствовал беду, нависшую над Зашиверском
Якутский шаман предчувствовал беду, нависшую над Зашиверском

Однако священник рассудил по-другому. Он открыл ящик, наполненный богато украшенной одеждой и раздал ее жителям. А через несколько дней началась в Зашиверске эпидемия оспы. Людей умирало так много, что их не успевали хоронить. Заболевшие жители в ужасе разъезжались из Зашиверска, разнося заразу все дальше. Умерла от оспы и красавица-дочь шамана, которой подарил соболиную шубу ее возлюбленный — сын священника. Легенда говорит, что убитый горем юноша повесился у стен церкви, а ее отец перед смертью проклял навеки Зашиверск и место, где он стоял…

Что говорит наука

Так ли было на самом деле, теперь уже и не установишь. Но архивные документы рисуют немного иную картину. Да, оспа виновата — она действительно выкосила почти все население Зашиверска. Но его упадок наступил несколько раньше — поток ценной пушнины уменьшался год от года и власти в 1804-м «по малому числу жителей» вывели Зашиверск из числа уездных городов. Административный центр вместе с судами, гарнизоном и кафедрой протоиерея был перенесен в Верхоянск (400 км к западу). А уже потом в город пришла черная оспа, что вовсе не удивительно. В начале XIX века она широко шагала по всему русскому дальнему Северу, выкашивая целые деревни и села. Кто-то из пришлых занес ее и в Зашиверск.

Зашиверск в 1820 году, рисунок Ф. Матюшкина
Зашиверск в 1820 году, рисунок Ф. Матюшкина

Город умер всего за десятилетие. В 1820 году в этих краях был проездом полярный исследователь барон Врангель, который застал в угасающем Зашиверске всего несколько семей. А двумя годами позже побывавший здесь же шотландский путешественник Джон Кокрен писал:

Читайте также  В Ираке засуха обнажила древний месопотамский город

Кровь застыла в моих жилах, когда я увидел, наконец, это место. Я… нигде не видел такой бесконечно печальной картины… Поселение состояло из семи жалких жилищ.

Но жизнь в Зашиверске еще теплилась. Окончательный удар по ней нанесла вторая волна черной оспы, прокатившаяся по Сибири в 1833 году. После этого город окончательно перестал существовать.

Чумное проклятие

Советские археологи вспомнили о нем в конце 60-х. Известный историк и этнограф Алексей Окладников организовал экспедицию в Якутию. На месте древнего города осталась лишь одна шатровая церковь. Сделанная из лиственницы, почерневшая со временем, она одиноко возвышалась на крутом берегу Индигирки. Археологи провели раскопки и расспросили коренных жителей тех мест. Тогда-то они и записали легенду об умершей дочери шамана и повесившимся от горя сыне священника. Кстати, черную оспу местные жители называли «зашиверская погань», красноречиво указывая на место ее распространения.

Экспедиция на фоне Зашиверской церкви
Экспедиция на фоне Зашиверской церкви

С этой болезнью связана еще одна легенда о Зашиверске, которую можно отнести уже к современным городским байкам. Археологи в числе прочих провели раскопки и на заросшем зашиверском кладбище. И спустя год с промежутком в 6 месяцев один за другим умерли профессор Иван Маковецкий и кинооператор Олег Максимов. Молва тут же связала это с черной оспой, вирус которой археологи выпустили наружу, вернув к жизни старое шаманское проклятие.

На самом деле профессор был в достаточно почтенном возрасте и умер по старости, а оператор и до экспедиции болел раком. Но разве людям что-то докажешь? Даже сейчас, в современное время, якутские охотники предпочитают обходить проклятое место стороной, а легенда о «чумном» Зашиверске до сих пор продолжает гулять в народе.

Источник

, , ,

Расскажите друзьям