Главная » Алексей Саврасов — выдающийся пейзажист 19 века

Алексей Саврасов - выдающийся пейзажист 19 века

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897) прошел путь от романтизма («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851) через живое изучение натуры к правдивому отражению русской природы. Для передвижнического пейзажа было характерным стремление к изображению природы русской деревни, связанной с жизнью народа, умение увидеть и раскрыть ее красоту, особую содержательность. Именно Саврасов явился родоначальником русского национального пейзажа.

Картина «Грачи прилетели», 1871

«Грачи прилетели» — это поэтический рассказ о весеннем обновлении природы, об обычном русском селе, о прилетевших грачах, о начинающем таять снеге, о весеннем небе, о пробуждающихся к жизни деревьях — обо всем том, что несет на себе печать прелести и скромного очарования родной русской природы, тронутой дыханием весны.

Картина «Грачи прилетели», Алексей Саврасов, 1871

Изломанные березы, простирающие к небу обнаженные сучья и ветви, как бы выражают стремление к жизни, свету. Русская береза наделяется у Саврасова трепетом внутренней жизни, как в народной песне.

Колорит картины построен на соотношении двух цветовых гамм: серо-коричневой и бело-голубой, объединенных светотенью. Этим достигается цветовое единство и рождается ощущение движения света, что придает изображению особую трепетную жизненность.

Интересно!  Виктор Васнецов - историк на фантастический лад

Лиричности сюжета не противоречит сочетание в картине интимности, замкнутости пространства и раскрывающихся на заднем плане далей. Напротив, это вызывает ощущение значительности, позволяющее принимать изображение как ту среду, на фоне которой развертывается жизнь народа.

Современники восприняли эту картину как откровение. Русская природа была открыта Саврасовым как бы заново.

Картина «Проселок», 1873

По свежести и непосредственности восприятия жизни природы одной из лучших картин Саврасова является «Проселок». Только что прошел дождь. Земля, деревья, небо полны внутреннего движения, динамики, рождающих чувство радостного торжества победы над непогодой. Все дано художником сочно, ощутимо-материально, красочно, звучно. Тональная живопись помогает Саврасову передать состояние природы. Зритель как бы непосредственно ощущает влажность воздуха, запах обновленной земли.

Картина «Проселок», Алексей Саврасов, 1873

Значение Саврасова в развитии русского пейзажа огромно. Он был не только зачинателем национального демократического пейзажа, но и педагогом в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. И.И. Левитан, воспринявший заветы своего учителя, глубоко и верно понимал творчество Саврасова. Он писал о том, что Саврасов работал, «стараясь открыть и в самом простом и обыкновенном тем интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Интересно!  Иван Крамской - выдающийся художник и арт-активист
, ,
Расскажите друзьям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *