Главная » Илья Репин – выдающийся русский художник-живописец

Илья Репин – выдающийся русский художник-живописец

Илья Ефимович Репин (1844 — 1930) — художник широкого творческого диапазона, огромного многогранного таланта. Искусство этого замечательного мастера представляет собой одно из высших достижений русской реалистической школы живописи. Значительность сюжетов его картин, охватывающих сложные и многообразные явления общественной жизни пореформенной России, яркий, образный живописный язык, горячая увлеченность творческой натуры Репина выделяют его не только на фоне русского, но и мирового искусства этого периода.

Крестный ход в Курской губернии (1880-1883)

Энциклопедией русского общества второй половины XIX века называют картину «Крестный ход в Курской губернии». В религиозной процессии, движущейся по пыльной дороге, Репин объединяет как бы всю провинциальную Россию.

Картина «Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883. Художник: Илья Репин.

Он находит великолепный типаж, прекрасно характеризующий представителя того или иного сословия. Один из главных образов картины — нищий горбун, олицетворяющий наивную и страстную веру народа в чудодейственную силу религии. Рядом с его бескорыстным чувством самодовольство и тупость помещицы, которой доверили нести чудотворную икону, становятся очевидными. Репин четко разграничивает нищету и бесправие одних, власть и богатство других. И вместе с тем здесь нет той откровенной назидательности, которая была характерна для жанристов 60-х годов. Никогда ранее народная жизнь не воплощалась на полотне с таким эпическим размахом, монументальностью и широтой обобщения. Но этим не исчерпываются достоинства картины. Репин значительно превзошел современных ему жанристов в мастерстве живописного реализма. Требование времени находить прекрасное в обычном проявилось здесь в полной мере. Пестрая красочность праздничного шествия, атмосфера жаркого летнего дня, клубы пыли над дорогой, яркое солнце — все это передано Репиным с большой увлеченностью и живописным темпераментом.

Царевна Софья Алексеевна в 1698 году во время казни стрельцов (1879)

Картина «Царевна Софья Алексеевна в 1698 году во время казни стрельцов». Илья Репин, 1879

Илья Репин изображает властолюбивую сестру Петра I в келье Новодевичьего монастыря в момент крушения ее надежд. Но и в поражении она остается сильной и несломленной. Контрастное сопоставление холодного серебристого тона платья с горячими красноватыми и тускло-золотыми тонами обстановки кельи, контраст холодного дневного света и теплого сияния лампадки рождают настроение напряженности и тревоги. Показ личности в драматический момент ее бытия, когда психологически предельно остро раскрывается борение чувств и страстей в человеке, — один из излюбленных Репиным приемов в решении исторической картины.

Протодьякон (1877)

Картина «Протодьякон». Художник: Илья Репин, 1877

Известное произведение Репина «Протодьякон» написано на родине художника. В портрете чугуевского дьякона Ивана Уланова, поражающем великолепной живописью и силой образной характеристики, проявилась свойственная Репину многоплановость восприятия жизни. В портрете наличествует обличение той страшной и косной силы, которую несет в себе этот представитель русского духовенства, и вместе с тем ясно ощущается восхищение художника мощью и полнокровной жизненностью его натуры.

Интересно!  Василий Суриков. Утро стрелецкой казни, 1881

Портретное наследие Репина чрезвычайно велико. Илья Репин продолжает традиции Перова и Крамского, положивших начало галерее портретов «людей, дорогих нации», выдающихся представителей науки, культуры и искусства. Таковы портреты писателя И.С. Тургенева, критика В.В. Стасова, хирурга Н.И. Пирогова, композитора А.Г. Рубинштейна и другие.

В годы наивысшего творческого расцвета палитра Репина проясняется, освобождаясь от коричневых тонов. Но художник остается чуждым бьющим в глаза красочным эффектам. Он заполняет свои холсты нежными, светлыми, серебристыми красочными гармониями, увиденными в самой натуре. Здесь невозможно видеть какой-либо искусственной форсировки цвета. Светлые, спокойные, живые тона составляют колористическое очарование картин «Не ждали» и «Запорожцы», портретов Мусоргского, Стасова, Дельвига, Тарханова, Льва Толстого, Сурикова, Беляева.

Картины «Осенний букет», «Стрекоза» и другие полотна Репина, где фигуры людей даются на открытом воздухе, отличаются тем же светлым многокрасочным, но сдержанным колоритом, лишенным назойливых эффектов. Репина особенно интересует теперь сама материя предметов, живая, одухотворенная плоть человека, которую он передает с необыкновенным мастерством. Искание великой жизненной правды в искусстве приводит его к изучению полотен Веласкеса и Гальса.

Портрет П.А. Стрепетовой (1882)

«Портрет П. А. Стрепетовой». Илья Репин, 1882

В «Портрете П.А. Стрепетовой» дрожащее от волнения лицо, тревожные глаза, губы, опаленные жарким дыханием, рассыпавшиеся волосы, переданные быстрой, темпераментной живописью, — все выражает глубокую смятенность чувств, помогая нам ощутить характер творческой индивидуальности замечательной русской трагедийной актрисы.

Портрет Л.Н. Толстого (1887)

«Портрет Л. Н. Толстого». Художник: Илья Репин, 1887

«Портрет Л.Н. Толстого» был написан в Ясной Поляне. величавой простотой, мудростью и душевной ясностью исполнен образ писателя, «учителя жизни», каким его воспринимали современники. Спокойная, естественная композиция, сочетание серебристо-серых и черных тонов усиливают впечатление благородной значительности личности великого писателя.

Портрет М.П. Мусоргского (1881)

«Портрет М. П. Мусоргского». Илья Репин, 1881

«Портрет М.П. Мусоргского» был написан Репиным незадолго до смерти композитора в больнице. Мы видим пораженное тяжелым недугом тело и неугасший талант. Болезнь не смогла убить ясный ум, благородство, широту натуры этого могучего русского человека. Портрет полон трагического сожаления художника о гибели гения. Отсюда — глубокая печаль образа и светлая, чистая пленэрная живопись.

Зорким взглядом художника Илья Репин удивительно остро подмечал все индивидуальное своеобразие портретируемого. Для каждой модели он находил наиболее полно выявляющие характер человека композиционные и колористические решения. Поэтому все портреты Репина необыкновенно жизненны, правдивы, полнокрвны.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1885)

Широкой популярностью пользуется историческое полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», где показана трагическая сцена.

Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885. Художник: Илья Репин.

Царь Иван Васильевич Грозный в припадке гнева смертельно ранил своего старшего сына. Безумное отчаяние и ужас искажают лицо старика. В безнадежном усилии он пытается удержать слабеющее тело сына. Угасающее лицо царевича покрывает смертельная бледность, на фоне которой особенно алой кажется льющаяся из раны кровь. Обилие красного цвета, данного в различных оттенках, в сочетании с черной одеждой Грозного и темными тенями усиливает драматическую напряженность изображенного события.

Интересно!  Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1887

Запорожцы (1880 — 1891)

Репина привлекают мощные и сильные, жизнерадостные натуры, вроде тех, которые он изобразил в «Запорожцах».

Картина «Запорожцы». Илья Репин, 1880-1891

В человеке, даже физически уродливом, он, подобно Веласкесу, усматривает высокий предмет искусства, открывая в нем душевную чуткость и глубину. Человеческое лицо является Репина зеркалом сложнейших, противоречивых, порой мимолетных переживаний. Подобно Гальсу, он улавливает в своих «Запорожцах» самые разнообразные проявления смеха. Испуг, удивление, страх, любопытство, робость, ужас — все бесчисленные состояния человеческой души, выразившиеся мгновенно на лице человека, составляют теперь предмет особого внимания Репина. Он с гальсовской наблюдательностью изображает в своих картинах людей в сложных положениях и ракурсах, захватывая их врасплох в момент движения. Он с гальсовской жизненностью передает в «Запорожцах» бурную массу людей, со всеми их непосредственными движениями и жестами.

Чутко откликаясь на животрепещущие вопросы своего времени, Репин в ряде картин создал образы революционной интеллигенции, борцов за лучшее будущее своего народа. Таковы известные картины «Арест пропагандиста» (1880 — 1892), «Отказ от исповеди» (1879 — 1885), «Сходка» (1883) и другие.

Не ждали (1884 — 1888)

В картине «Не ждали» показана сцена встречи с семьей революционера, возвратившегося с каторги. Художник воспроизводит атмосферу волнения, радостной неожиданности.

Картина «Не ждали». Илья Репин, 1884-1888

Образы революционера и его родных напоминают о сложных, подчас трагичных судьбах русской радикальной интеллигенции. Присущее Репину чувство современности, умение выразить остроту и экспрессию психологических характеристик здесь дополняет задушевный лиризм, также свойственный его таланту. В картине он проявился в тончайшем переплетении человеческих чувств и, кроме того, в великолепной пленэрной живописи. Свет, воздух, неяркое солнце, чистые, свежие тона обоев, скатерти, кофточки девочки рождают атмосферу душевной ясности, благородства, помыслов и чувств хозяев этого дома. Совершенство живописного языка, глубокий психологизм образов и социальное звучание картины делают это произведение Репина одним из высших достижений жанровой живописи второй половины XIX века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

, , ,

Расскажите друзьям