Главная » Василий Перов: беспокойный художник с добрым сердцем

Василий Перов: русский художник, жанровый живописец

Выдающееся место в русском искусстве 1860-х годов занял Василий Григорьевич Перов. Вокруг него сложилась целая плеяда художников-жанристов, обличителей общественной несправедливости и неравенства.

Василий Перов (1833-1882) видел с детства всю тяжесть жизни социальных низов. Его художественная подготовка проходила в Московском училище живописи и ваяния. Юный живописец со всей остротой воспринял революционные веяния 1850 — начала 1860-х годов.

Его «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), «Проповедь на селе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862) оказались наиболее боевыми произведениями эпохи.

Василий Перов. «Сельский крестный ход на пасхе» (1861)

«Сельский крестный ход на Пасхе» рисовал ужасающую картину деревни. Потерявшие человеческий облик, перепившиеся крестьяне, пьяный поп с крестом в руке, свалившийся в грязь дьячок — все это показывало безобразие и темноту старого сельского быта.

Василий Перов. «Чаепитие в Мытищах» (1862)

В «Чаепитии» художник заговорил о бесправии народных масс, за которыми современное общество не признавало даже элементарных человеческих прав. Ожиревший иеромонах в шелковой рясе, занятый чаепитием, не замечает бездомного калеку-солдата, просящего милостыню.

«Проповедь на селе» изображала священника, научающего с церковного амвона крестьян безропотному повиновению помещику.

Отправившись за границу по командировке Петербургской Академии художеств, В. Г. Перов попросил разрешения досрочно возвратиться на родину, чтобы приступить к исполнению картин на русские народные сюжеты.

В середине 60-х годов, в пору творческой зрелости, Василий Перов создал ряд картин, в которых с большим сочувствием показал тяжелую, беспросветную жизнь русского крестьянства пореформенной России. Произведения этих лет отличаются драматическим звучанием, психологической глубиной, более тонким колоритом.

Василий Перов. «Проводы покойника» (1865)

Такова картина «Проводы покойника» (1865). В простых и выразительных образах вдовы-крестьянки и ее осиротевших детей воплотилось народное горе. Взаимодействие в картине серых, голубых, охристых красок, объединенных единым сумеречным светом уходящего дня, усиливает чувство печали и тоскливого одиночества, возникающее при взгляде на скорбную фигуру женщины на фоне покрытого тучами неба.

Василий Перов. «Последний кабак у заставы» (1868)

«Последний кабак у заставы» (1868) — одна из лучших картин Перова, завершающая его крестьянскую серию 60-х годов. …Черные дома с кроваво-красными окнами, неприютные зимние дали с холодным лимонным закатом, дорога, исполосованная полозьями саней, ветер крутящий по земле поземку, — страшный мир, чуждый тепла и человечности, мир, в котором человек одинок и угнетен. Это в представлении художника — Россия под двуглавым царским орлом, Россия, погруженная в мрачное, безрадостное существование.

Василий Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

В картинах «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) и «Утопленница» (1867) художник поднимает тему женской доли, весьма распространенную в литературе и живописи 60-х годов в связи с общей борьбой демократических сил России за свободу человека, и в том числе за равноправие женщины.

Интересно!  Виктор Васнецов - историк на фантастический лад

В ранних произведениях Перова преобладали сатирические мотивы. Начиная с «Проводов покойника», Перов создает глубоко эмоциональные композиции, полные драматизма. Главное место в его картинах занимают образы униженных, оскорбленных, забитых жестокой жизнью людей. Он углубляет свою трактовку человеческого образа, обогащает его, широко привлекая в жанровую картину пейзажа.

Изображение русской природы в «Проводах покойника», «Утопленнице», «Последнем кабаке», «Стариках-родителях у могилы сына», полное живого печального чувства, предвосхищало у Перова мотивы русской пейзажной живописи последующего времени.

Художник уже в 1860-х годах нащупывает глазом живые тона природы. Его палитра начинает проясняться. Правда идейная, правда реалистическая обогащали и правду живописную, шаг за шагом подготовляя окончательный перелом в изобразительном искусстве.

Опыты Перова в области исторической картины подготовили появление В. И. Сурикова в русской живописи.

Василий Перов — один из основоположников нового демократического портрета, яркой особенностью которого было стремление к углубленной психологической характеристике человека. Портреты драматурга А. Н. Островского, составителя первого русского толкового словаря В. И. Даля, поэта А. Н. Майкова и другие соединяют в себе индивидуализацию образа с желанием художника выявить в портретируемых высокие качества души и интеллекта лучших представителей русской национальной культуры.

Василий Перов. «Портрет Ф. М. Достоевского» (1872)

В психологически сложном «Портрете Ф. М. Достоевского» (1872) нашла выражение тема гражданственной совести современника Перова, человека, осознавшего свою связь с современной ему жизнью, ответственность за происходящее в России. Напряженно-нервная поза, сплетенные пальцы, кольцо рук, как бы ограждающих писателя от зрителя, высокий лоб мыслителя, выделенный светом… Впечатление замкнутости усиливается взглядом, будто устремленным в мир души писателя, полный трагических противоречий. Вспоминаются слова Горького о Достоевском: «…больная совесть русская».

Интересно!  Михаил Александрович Врубель: известный русский живописец конца ХІХ в.

Творчество В. Г. Перова открыло пути к решению основных художественных задач национальной реалистической школы XIX века.

, ,
Расскажите друзьям

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии