Суриков Василий Иванович (1848 — 1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Детство и юность, проведенные в Сибири, оставили неизгладимые следы в памяти художника. Здесь еще сохранились патриархальные быт и нравы. Суриков знал своих ближайших и далеких предков — красноярских казаков и интересовался стариной.
Получив творческие навыки в Петербургской Академии художеств, под руководством П.П. Чистякова, Суриков затем поселился в Москве. Памятники Кремля и Красной площади возбуждали вдохновение исторического живописца.
Суриков воссоздал в своем творчестве психологию и дух старой допролетарской демократии, ее ненависть к крепостничеству, к дворянскому государству и официальной церкви, к буржуазной цивилизации и вместе с тем ее вековые патриархальные иллюзии, ее постоянные оглядки на старину. Изображая в своих полотнах народные движения прошлого — раскол, стрелецкие бунты, стихийные казацкие восстания, — В.И. Суриков показывал их трагические поражения в борьбе с социальными верхами.
Горькое сознание исторической драмы, наполняющее персонажи Сурикова, придает им суровую одухотворенную красоту. Каждый человек у Сурикова несет в своей душе переживание великой народной трагедии и потому приобретает необычайную значительность и силу.
Ни одно произведение живописи не раскрывало до того с такой потрясающей правдой трагизм древней народной истории, как Утро стрелецкой казни и Боярыня Морозова.


Эти полотна обобщали в живых художественных образах содержание целых столетий народной жизни и борьбы. Они воочию раскрывали перед зрителем вековую трагедию масс, волнующихся и могучих, но объятых вековыми предрассудками и тьмою, еще не могущих встать у кормила истории, чтобы направлять свою судьбу.
Произведения художника, порожденные идеями крестьянской революции в России, составили новый шаг в художественном развитии всего человечества.
В 1890-х годах Суриков создал «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы» — грандиозные батальные картины на исторические сюжеты.


Первая из них рисовала столкновение двух войск — русских и татар. Художник передает здесь в живых образах грозную поступь истории, решительную победу отрядов Ермака над сибирскими ханами. Художник размещает враждебные людские толпы по ту и другую сторону Иртыша. Крепкая фигура Ермака под развернутым знаменем, его указующий жест являются смысловым центром картины и связывают обе части композиции в одно целое. Коричнево-серые краски слагаются на холсте в звучные гармонии, передающие ощущение сибирского осеннего утра.
Лихую удаль, бьющую через край жизнерадостную силу народную воссоздал Суриков в картине «Взятие снежного городка».
Разнородная толпа в картине движет и живет. Ее люди, ее зимние краски дышат радостным возбуждением. «Снежный городок» исполнен настоящего богатырского веселья, как ни одна из бытовых картин в русском искусстве.

Суриков показал, что скромные краски русской зимы и осени обладают исключительной силой эмоционального воздействия и могут составлять колорит больших монументальных полотен, так же как и горячие яркие краски итальянской природы. Колористические открытия Сурикова использованы были многими поколениями русских художников вплоть до нашего времени.