Главная » Исаак Левитан — гениальный пейзажный лирик

Исаак Левитан - гениальный пейзажный лирик

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) — выдающийся пейзажист, мастер лирического пейзажа, «пейзажа настроения». Левитан родился в бедной еврейской семье. Жестокие лишения он испытывал и в годы юности, когда состоял учеником Московского училища живописи и ваяния. Его лучшим работам свойственны ясность и поэтическая задушевность образов, великолепное живописное мастерство, умение воплотить в пейзаже самые различные оттенки человеческих переживаний и при этом уловить наиболее характерное в русской природе.

Вечер на пашне (1883)

Вечер на пашне (1883), Исаак Левитан

Ранняя картина художника «Вечер на пашне» изображает просторы полей да силуэт крестьянина, согнувшегося за сохой, вырисовывающийся на фоне заката. Левитан создал здесь картину черноземной мужицкой Руси.


Вечер на Волге (1887-1888)

Вечер на Волге (1887-1888), Исаак Левитан

«Вечер на Волге» дает изображение широкой притихшей реки. Пустынно пространство воды и берега. Лодки, оставленные на берегу, подчеркивают безлюдье. Непроницаемые угрюмые облака, закрывшие сияние солнца, предвещают наступление мрака. Серебристые холодные тона, протяженные, как русская песня, линейные ритмы соответствуют печальному настроению этой картины.

Березовая роща (1885-1889)

Березовая роща (1885-1889), Исаак Левитан

Березовая роща, написанная в свежих зеленых тонах, пронизана ясным лирическим настроением. В русской пейзажной живописи нет произведения, которое бы так же живо воплотило традиционные песенные мотивы о зеленых кудрях березы, о светлой юности человека.

Владимирка (1892)

Владимирка (1892), Исааак Левитан

Во «Владмирке» слышатся печальные мотивы песни каторжан, плач по загубленной жизни тысяч людей, прошедших этой дорогой в далекую Сибирь. Пустынное пространство полей, сумеречное свинцовое небо, дорога, уходящая вдаль, одинокий путник, поминальный голубец на пути создают скорбное настроение.


Читайте также  Гавриил Романович Державин - биография поэта, жизнь и творчество

У омута (1892)

У омута (1892), Левитан

В картине «У омута» художник изобразил место, вдохновившее Пушкина на сочинение «Русалки», овеянное недобрыми преданиями. Плотина уводит взгляд зрителя в глубь картины. Мрачный омут, трепещущий кустарник и сумрачный лес, рваные облака, несущиеся по вечернему небу, наполняют пейзаж волнением и тревогой и придают ему драматическое настроение.

Над вечным покоем (1894)

Над вечным покоем (1894), Левитан

Эпическое полотно «Над вечным покоем» приближается по своему настроению к народным плачам. Могучие свинцовые облака, нависшие над бедным кладбищем, с поваленными крестами, рисуют здесь поэтический мотив грозы, готовой разразиться над человеком. Полотно Левитана представляет в образах природы скорбь и муки человеческой души.

В середине 1890-х годов Левитан создал ряд светлых лирических по своему настроению картин: «Март», «Золотая осень», «Весна — большая вода», «Летний вечер», «Озеро» и др.

Свежий ветер. Волга (1895)

Свежий ветер. Волга (1895), Исаак Левитан

«Свежий ветер. Волга» — последнее произведение Левитана на волжскую тему. В синеве реки, в голубизне неба, белизне бегущих облаков и надутого паруса, в ярких нарядных красках расписных барж и расшив выражено ощущение радостной и полнокровной жизни. Пространство наполнено воздухом, светом, смягчающим яркие контрастные цвета. Многоцветность мира, воздействующего на нас красотой красок природы, Левитан использует для утверждения радости и полноты бытия.


Читайте также  Василий Суриков - величайший живописец-колорист в русском искусстве

Март (1895)

Март (1895), Исаак Левитан

Картина «Март» пронизана трепетным дыханием жизни, чувством взволнованного ожидания весны. Впечатление радостного пробуждения природы вызывается сиянием солнечного света, заставляющим краски картины звучать особенно ярко и насыщенно. Теплую ноту в пейзаж вносит незримое присутствие человека.

Весна — большая вода (1897)

Весна - большая вода (1897), Исаак Левитан

В картине «Весна — большая вода» Левитан проникновенно передал поэзию весеннего пробуждения жизни. Стройные березки и осины, стоящие в глубокой полой воде, под ясным играющим солнцем купающиеся в апрельском воздухе, передают поэзию ранней юности.

Летний день. Озеро

Большое полотно «Летний день. Озеро» — апофеоз красоты национальной природы, беспредельной широты, полноводности и жизненного полнокровия русской земли.

Летний вечер (1900)

Летний вечер (1900), Левитан

«Летний вечер», изображающий скошенное поле за вечерней околицей, воссоздает поэзию спокойного отдохновения, душевной умиротворенности и тишины.

Глубокий драматизм уступает место в поздних пейзажах И.И. Левитана нежному элегическому чувству. Таковы его «Июльские сумерки», «Стога», «Осенний вечер», где изображение луны, тоскливо светящейся не вечернем небе, передает чувство покинутости и тихого одиночества.


Поэтические образы русской земли рождались любовью художника к Родине, желанием воспеть ее красоту, отразить мысли и чувства своих современников. В этом большое идейное содержание творчества Левитана, его связь с общими устремлениями русской демократической культуры.

, , ,

Расскажите друзьям