Огромное полотно «Боярыня Морозова» Василия Сурикова принадлежит к самым выдающимся произведениям русской национальной живописи. Поражение раскола и стоящих за ним людей, хотевших отстоять старые устои жизни, связь раскола с широкими народными движениями — такова тема «Морозовой».
Фигура крамольной боярыни, идущей на пытки и смерть, но не отказавшейся от своей веры, от приверженности к Древней Руси, воссоздана у Сурикова с захватывающей правдой. Художник рисует бесстрашие духа русской женщины XVII столетия, полной предрассудков, но черпающей мужество в своей близости к народной массе, к ее надеждам и к ее страданиям. Во всей европейской живописи XIX века нельзя отыскать изображение женского характера такой же титанической силы и такого же трагизма, как «Боярыня Морозова» Сурикова.
Размещая людские толпы на полотне, Суриков со всей определенностью противопоставляет два общественных лагеря — низы и верха. Художник придал женщинам, юродивому, страннику, нищему — всем тем, кто расположен справа от Морозовой, одухотворенную трагическую красоту. Самодовольно смеющиеся боярин и поп, тупые, безучастные лица и фигуры, помещенные слева, производят иное впечатление.
Женщины справа полны отчаяния, скорбного раздумья, грустной покорности судьбе. Они всей душой переживают трагедию Морозовой. Незабываемое впечатление оставляет фигура женщины в желтом платке. Сложив руки на груди, она отдает поклон страданиям и подвигу Морозовой.
Раскол и все связанные с ним страсти давно уже потеряли всякое значение. Но пафос народности этого движения и глубина постижения русского народного характера у Сурикова заставляют нас переживать представленную им эпопею.
Суриков подчинил композицию «Боярыни Морозовой» выражению душевных переживаний народной толпы. Композиция картины невиданно оригинальна. Фигура Морозовой на санях, врезаясь в толпу острым клином, разрезая ее на две части колоссальной диагональю, приобретает огромную выразительность и придает многоликой массе людей необычайную оживленность.
Композиционные приемы Сурикова являются предметом тщательного изучения современными живописцами, работающими над изображением массовых народных сцен.
В.И. Суриков был одним из величайших живописцев-колористов в русском искусстве. Живописное единство пластической формы и цвета, сила общего тона придают величайшую жизненность выражения его полотнам. Драматический пафос «Морозовой» находит свое выражение в колористическом строе картины, с ее гигантским мрачным аккордом черного на белом — темная бархатная шуба на фоне снега. Сильнейшие цветовые контрасты передают здесь величайшее душевное напряжение главной героини и вместе с тем характеризуют на языке колорита ее трагическую обреченность. Сочетание красочных пятен народных одежд звучит многоголосым и гармоничным хором, передающим движение, шум, говор людей.