Главная » Дмитрий Левицкий — самый значительный портретист XVIII столетия

Дмитрий Левицкий - самый значительный портретист XVIII столетия

В многочисленных портретах представителей различных слоев русского общества второй половины XVIII века Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) выступает как мастер объективных и точных психологических характеристик, как выразитель передовых воззрений на личность, ее человеческую и общественную ценность. Левицкому свойственно полнокровное и целостное восприятие действительности, во многом сближающее его с поэтом Державиным.

Свежая красочная живопись Левицкого отличается богатством и тонкостью колористических решений, великолепным мастерством в передаче реального чувственного мира вещей и свидетельствует о больших достижениях русской живописи на пути реалистического познания мира.

Портрет П.А. Демидова (1773)

«Портрет Прокофия Демидова» (фрагмент), 1773. Дмитрий Левицкий

К числу лучших работ принадлежит «Портрет П.А. Демидова», владельца горно-металлургических заводов на Урале. Сохраняя форму парадного портрета, художник вводит в него необычные для того времени бытовые детали: домашний костюм, любимые Демидовым цветы и т.д., что приближает парадный портрет к интимному. Видимый в глубине портрета Воспитательный дом введен как деталь, характеризующая благотворительную деятельность Демидова, богача, чудака и самодура, натура которого так ярко проявляется в его хитром и умном лице. Мажорный, красочный колорит портрета, фактурное богатство в живописном воплощении мира вещей свидетельствует об упоении художника жизнью во всем многообразии ее проявлений.

Портрет Г.К. Левицкого, отца художника (1779)

В «Портрете Г.К. Левицкого, отца художника» запечатлен образ старого священника. Мудрость и усталость от долгого жизненного пути ясно выражены в старческом лице. Характер образа, глубокий колорит, игра света и тени роднят этот портрет с портретами стариков Рембрандта.

Интересно!  Алексей Саврасов - выдающийся пейзажист 19 века

Портрет М.А. Дьяковой (1778)

«Портрет М.А. Дьяковой» (1778). Дмитрий Левицкий

«Портрет М.А. Дьяковой», будущей жены друга Левицкого — Н.А. Львова, представляет одну из просвещенных женщин XVIII столетия. Образ молодой Дьяковой полон обаяния счастливой юности, душевной доверчивости и чистоты. Изящное, гибкое движение фигуры, доброе юное лицо, освещенное сиянием ласковых задумчивых глаз, — все проникнуто ощущением женственности, душевной теплоты. Колорит, основанный на мягком звучании сочных, тонко сгармонированных тонов, смягченных светом, усиливает это впечатление.

Портрет Урсулы Мнишек (1782)

«Портрет Урсулы Мнишек» — совершенно иной образ. Утонченностью вкуса и придворной изысканностью манер веет от облика светской красавицы. Изящная вычурность позы, фарфоровое нежное лицо, прозрачные глаза таят в себе нечто манерное, неискреннее. В то же время в глубине глаз и в светски обязательной улыбке скрывается беззащитность и грусть. В унисон с психологической и социальной характеристикой образа звучат холодные, гармонирующие с красками лица и парика, цвета одежды, блеск шелка и жесткость кружев. В этом портрете в полной мере проявилось великолепное живописное и психологическое мастерство Левицкого.

Смолянки Левицкого (1772-1776)

«Смолянки Левицкого» (1772-1776)

Изображая играющих, танцующих девиц — воспитанниц Смольного института, Левицкий в своих приемах чрезвычайно далек от искусственной жеманной грации. Маскарадная, пасторальная сцена в портрете Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой дается им в здоровом реалистическом преломлении. Застенчивая неловкость Хрущовой, робкая грация Хованской рисуют чистоту и женственное обаяние девушек. Передавая непринужденную веселость Нелидовой, искрящийся задор Борщовой, художник создает живые человеческие образы.

Интересно!  «Царь леса»: великий русский художник Иван Шишкин

В дворцовом искусстве живая действительность изображалась обычно как театральное представление или маскарад. В «Смолянках» Левицкого даже маскарадные представления, столь излюбленные в то время, выступают как подлинная жизнь.

Портрет Дени Дидро (1773)

Портрет Дени Дидро, написанный Левицким в бытность французского философа в Петербурге, передает живой облик человека, его сверкающий, проникновенный ум.

«Портрет Дени Дидро» (1773). Дмитрий Левицкий

Портрет Н.И. Новикова (1797)

В «Портрете Н.И. Новикова» Левицкий воссоздает ясный ум, энергию и деловитость передового просветителя -публициста и книгоиздателя XVIII века.

Портреты Д. Дидро и Н.И. Новикова — далеко не случайное явление в творчестве Левицкого. Известно, что художник принадлежал к самым близким друзьям Новикова, оказывавшим поддержку последнему по время его тюремного заключения.

Биография Левицкого показывает, как сложился его огромный талант художника-портретиста. Первые двадцать лет своей жизни он провел в Киеве. Здесь ему удалось брать уроки у Антропова. В Петербурге молодой Левицкий посещал классы шуваловской Академии и в то же время продолжал заниматься у Антропова.

Широкое знакомство с действительностью, запас жизненных наблюдений, здоровое мировосприятие характерны для него как художника.

Левицкий умер не оцененным по достоинству. Последние годы его жизни неизвестны. Дворянское общество не признало в нем одного из величайших живописцев своего времени. Очевидно, Левицкий, в конце концов, разделил судьбу Шубина.

,
Расскажите друзьям

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии