Федор Александрович Васильев (1850-1873) — художник замечательно таланта, сыгравший большую роль в становлении демократического пейзажа. Его талант был отмечен чертами поэтического, внутренне взволнованного восприятия природы.
«Ему было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности изображения» (И.Н. Крамской).
Оттепель (1871)

В картине «Оттепель» в передаче состояния природы Васильев исходил из момента непосредственного, чувственного восприятия. Растаявшая дорога, тяжелая серость неба, две бредущие мимо убогих изб фигуры, промозглая сырость вечера — все это навевает тоскливое уныние и рисует нищету русской деревни.
В крымских горах (1873)
«В крымских горах» — последнее крупное произведение рано умершего художника. Торжественно, скорбно-патетически звучит на полотне образ крымских гор, возвышающихся над дорогой, по которой движется одинокая татарская повозка.

В тему вечной, величавой природы как бы вплетается слабая нить краткой человеческой судьбы, прозы человеческого существования. Скупой колорит картины служит здесь средством живописного выражения поэтически эмоционального содержания, насыщенного философским раздумьем.

Художник-пейзажист элегического склада, Федор Васильев проникновенно передавал в своих картинах грустные или хмурые моменты в жизни природы, мгновенные просветы солнца. Его полотна «Перед дождем», «Оттепель», «Мокрый луг», «После грозы», «Заброшенная мельница», «В крымских горах» и другие отличаются точностью рисунка, свободой композиции, слаженностью живописного тона. Эти произведения представляли, казалось, первую ступень в творческом развитии крупного художника. Но Васильеву не довелось продолжительно работать. В двадцатитрехлетнем возрасте он скончался, далеко не высказав себя в искусстве.
Саврасов и Васильев своими работами предварили развитие поэтического пейзажа в творчестве Левитана и других пейзажистов конца XIX века.