Главная » Капитан дальнего плавания из России придумал новый концепт ледокола

Капитан дальнего плавания из России придумал новый концепт ледокола

Юрий Арсентьевич Чашков, который проходил за штурвалом более 50 лет, предлагает строить ледоколы по другому принципу. Новой конструкции будут не нужны колоссальная мощность двигателей и огромные винты, кроме того будет возможно поддерживать навигацию в заполярье круглогодично. В чем особенность изобретения?

Главная особенность заключается в другом способе разрушения льда, который позволяет значительно уменьшить вес ледоколов и сократить затраты энергии на прокладку каналов.

У современных ледоколов носовая часть напоминает по форме ложку. Судно наваливается на лед всем весом, изгибает и ломает лед. Такая конструкция используется фактически со второй половины 19 века. Но есть обратная сторона медали.

Первый недостаток — способность разрушать лед напрямую зависит от веса судна. С утолщением льда на один сантиметр требуемая масса растет в геометрической прогрессии. Естественно, чтобы не только приводить в действие, но и выталкивать на ледяную корку огромные суда водоизмещением в десятки тысяч тонн нужны мощные двигатели.

Вторая проблема — огромные льдины в канале площадью до 200 кв. метров. Вес такого куска при толщине льда более трех метров может доходить до 400 тонн. Обычное транспортное судно не пройдет через такой закупоренный «плавающими островами» канал. Например, даже через метровые льдины на трассе в Певек в декабре 2021 г. ледоколы сопровождали сухогрузы по одному, беря их «на усы».

Ледокол раскалывает лед на огромные глыбы.
Ледокол раскалывает лед на огромные глыбы.

Капитан дальнего плавания Ю. Чашков за свой полувековой стаж успел поработать и на транспортных судах в арктике, и на ледоколах, оценив все тонкости продвижения сквозь ледовые поля. Он предлагает принципиально иной концепт разрушения льда.

Модель ледокола успешно испытана в Крыловском научном центре.
Модель ледокола успешно испытана в Крыловском научном центре.

Огромные затраты энергии у существующих ледоколов тратятся на то, чтобы вытолкать на лед широкий нос (у флагманов порядка 50 метров). Если нос будет острым и иметь ширину около 1 метра, то он будет врезаться в льдину и создавать огромную трещину — это позволит снизить прочность ледового массива до 40%. После в работу вступают боковые выступы, выполняющие функцию ножей — они будут расположены ступенчато под углом 30 градусов к плоскости льда.

Благодаря выступам, ледокол срезает куски льда шириной по 4-5 метров каждый. Результат такой концепции: усилий, чтобы проломить лед, нужно меньше, вместо огромных айсбергов позади ледокола, в канале остается перемолотый лед. Большая часть кусков опускается под ледовые массивы и примерзает к ним. Итог — канал будет чистым, сможет оставаться судоходным как минимум несколько дней, пропуская десятки транспортных судов.

Как повлияет новый концепт ледокола на судоходство в Арктике?

Во-первых, на порядок снизится стоимость логистики в северных регионах. Такие ледоколы легче, потребляют меньше топлива. После прокладки по каналу сможет пройти несколько десятков, даже сотня сухогрузов.

Интересно!  Электросамокаты 1916 года

Во-вторых, круглогодичная навигация в северных регионах. Это касается как океанских маршрутов, так и рек, впадающих в Северный Ледовитый океан: Енисея, Лены. Последний плюс — они дешевле и нынешних, и тех, которые планируют построить за много миллиардов.

Фото: Александр Корольков, Азиз А.

,
Расскажите друзьям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *