Выбор лучшего автомобиля — процесс во многом субъективный. Есть много параметров: дизайн, внутреннее оснащение, надежность. Да и по технической части приходится сравнивать несравнимое: проходимость, управляемость, скорость, тяговитость. Поэтому на всевозможных конкурсах создаются отдельные номинации с привязкой к конкретному параметру.
Но есть еще один показатель — народная любовь и популярность среди покупателей. Здесь у советского автопрома есть негласный автомобиль-легенда — ВАЗ-2121, или попросту «Нива». Вашему вниманию пять фактов о народном внедорожнике.
Экспортный триумф
Не так много советских автомобилей могут похвастаться популярностью на зарубежных рынках. «Нива» ломает стереотипы. На экспорт ушло более 500 тысяч машин, что весьма много, учитывая объемы производства. И это делает вазовский кроссовер самой успешной экспортной моделью в СССР.
Из «Крокодила» в «Ниву»
Несмотря на всю культовость для советского и российского автопрома, «Нивы» могло и не быть. Изначально инженеры Волжского автозавода за основу нового внедорожника планировали взять итальянскую разработку — Fiat Compagnola. Но первое поколение к тому моменту уже устарело технически (итальянцы работали над запуском второй генерации). Второй фактор — автомобиль сильно был похож по дизайну и назначению на УАЗ-469, более известный как «Бобик», поскольку изначально разрабатывался для нужд армии и брал свои корни из американских армейских автомобилей 40-х годов.
В противовес конструкторы ВАЗ хотели запустить народный внедорожник: компактный, недорогой, с небольшим расходом топлива. Автомобиль, который не застрянет в грязи на проселочных и полевых дорогах. Поэтому было решено создать новую модель, взяв за основу агрегаты адаптированного для рынка СССР Fiat-100 или более известного для россиян седана ВАЗ-2101 «Копейка».
Первый прототип не получился красавцем, за что получил прозвище «Крокодил». Но после некоторых доработок все же пошел в серию под более благозвучным названием «Нива» — вопреки мифам, имя не было аббревиатурой из первых букв имен конструкторов.
Серийное производство «Нивы» началось в 1977 году. Но в отличие от зарубежных рынков, в СССР модель изначально не пользовалась большим спросом. Прежде всего из-за трехдверного формата и небольшого багажника. Причина весьма прозаична — для большинства людей личный автомобиль был чем-то на уровне чуда. Поэтому, если удалось выстоять очередь, хотелось получить универсальное средство передвижения, на котором можно выехать и в город, и на природу, и с дачи привезти собранный урожай.
В этом плане «Нива» уступала четырехдверным «Жигулям», которые хотя и не имели полного привода, благодаря усиленной подвеске весьма уверенно держались на грунтовках в сухую погоду. Зато были намного вместительнее.
Образец для подражания
Главный сюрприз — до конца 70-х годов советская «Нива» была уникальным автомобилем. Это второй в мире внедорожник с несущим кузовом вместо рамы. Необычная на тот период конструкция делала модель более легкой, снижала требования к мощности мотора, а как итог — позволяла добиться высоких внедорожных свойств при низкой цене. Единственным аналогом был Range Rover. Но он был все равно тяжелее компактной вазовской разработки и значительно дороже.
Немногие знают, но при создании компактного кроссовера Suzuki Vitara японские инженеры скопировали концепцию «Нивы». Позже некоторые конструктивные идеи появились у внедорожников с несущим кузовом у других производителей.
Спортивные успехи
Прогрессивные для своего времени разработки сказались и на спортивных успехах. На различных этапах европейских ралли «Нива» многократно завоевала призовые места. И самое высокое достижение — два серебра в абсолютной квалификации ралли-рейда Париж — Дакар.
В ожидании преемника
Есть еще один рекорд у «Нивы» — вот уже более 40 лет она непрерывно выпускается практически без изменений, если не считать некоторые косметические правки. Основные изменения коснулись только названия: народное «Нива» сменилось безликим Lada 4×4, а потом немного пафосным (после возвращения бренда АвтоВАЗу) Lada Niva Legend. Можно было бы порадоваться такой живучести и бессмертной конструкции. Настоящая Легенда, но… Проблема в отсутствии достойного сменщика. Второе поколение Niva Chevrolet так и не смогло стать полноценной заменой — концептуально это немного другой автомобиль, с другими целями. Поэтому сейчас остается ждать — получится ли повторить настоящее «чудо» уже не советскому, а российскому автопрому.