Все знают, что моторное масло необходимо для снижения трения деталей в двигателе. Но у него есть и другие функции, прежде всего, это снижение тепловыделения и охлаждение двигателя, а также защита от коррозии. Поэтому выбор масла — вопрос не тривиальный. Понятно, что нужно соблюдать рекомендации производителя. Но есть ли дополнительные требования, и можно ли с помощью правильного выбора смазки продлить жизнь мотора?
Виды моторных масел
По составу и технологии производства моторные масла бывают трех видов:
- минеральное — этот вид масел изготавливается из сырой нефти методом перегонки. Это самая простая технология, поэтому и стоимость самая низкая. Такое масло содержит много длинных полимерных цепочек, поэтому быстрее вырабатывается. Обволакивает детали толстым слоем, поэтому не подходит для быстроходных моторов;
- синтетическое — изготавливается из производных продуктов нефти или природного газа в результате органического синтеза. Такое масло однородное по составу, не содержит слишком длинных полимерных цепочек, покрывает детали тонкой пленкой, сохраняя низкий коэффициент трения. Обеспечивает наилучшие показатели работы. Но из-за сложной технологии производства синтетическое масло дорогое;
- полусинтетика — это огромная категория масел, у разных производителей технология производства отличается. Это может быть дополнительная обработка минерального масла для повышения однородности состава или смесь минеральных и синтетических масел с добавлением присадок. Полусинтетика — своеобразный компромисс по цене и качеству между минеральными и синтетическими маслами.
Независимо от типа, все масла состоят из основы (это соответственно и есть масло) и набора присадок, которые придают дополнительные свойства: снижают пенообразование, улучшают моющие свойства масла, контролируют его вязкость, стойкость масляной пленки. Поэтому помимо основных показателей — вязкости в заданном диапазоне температур, — опытные водители выбирают смазочные материалы в зависимости от желаемых параметров.
Как выбрать моторное масло для автомобиля?
Для моторных масел есть несколько классификаций, которые регулируют их показатели. Самые распространенные это европейская ACEA и американская API. Если упрощенно, то минеральные масла относятся к устаревшим классам и подходят только для автомобилей, выпущенных до 2001 года.
Полусинтетика подходит и для современных моторов, но только при условии щадящей эксплуатации без резких перепадов температуры или постоянного движения в пробках.
Для автомобилей, которые эксплуатируются при экстремально низких или высоких температурах, при постоянном движении на короткие расстояния, механики и производители рекомендуют использовать только синтетику. Аналогичные требования для высоконагруженных форсированных и турбированных двигателей.
Меняем моторное масло: актуальные советы
Если вы купили подержанный автомобиль, даже если владелец уверяет, что недавно поменял технические жидкости, меняем масло без раздумий. Во-первых, мы не знаем, какое масло он залил. Во-вторых, на автомобилях с пробегом рекомендовано сделать промывку системы. Даже, если масло свежее, в него попадет сажа, металлическая стружка — удалив их, можно заметно продлить срок службы мотора и улучшить показатели работы.
Промывку мотора можно сделать не только на СТО, но и самостоятельно. Алгоритм некоторые производители указывают в руководстве по эксплуатации.
Также при замене масла обязательна смена масляного фильтра.