Согласно легенде, чтобы отвлечься от земных забот, боги Олимпа часто проводили время на гористом Самофраки – живописном греческом острове. По рассказам Гомера, с местных вершин Посейдон, бог морей, наблюдал за ходом Троянской войны. А в одном из ущелий, близ источника, будто бы обитала крылатая богиня победы Ника. Именно на Самофраки древние мастера установили ее гордое мраморное изваяние, которое позже назовут Ника Самофракийская. Однако долгие века после своего создания скульптура оставалась скрытой под землей, пока ее не обнаружили во время раскопок и не отправили в Париж.
Сегодня посетители Самофраки могут увидеть копию легендарной статуи. Как и оригинал, она без головы и рук, но ее крылья вдохновляют своей величественной формой. Впрочем, в середине XX века ученые все же нашли часть руки богини. Считается, что ее создателем был родосский скульптор, ведь именно Родос славился своими выдающимися художественными шедеврами.
Исторические факты дают ключ к разгадке: во II веке до н. э. жители Родоса одержали несколько побед над сирийским царем Антиохом III из династии Селевкидов. Возможно, статуя Ники была создана в память об этих триумфах. Но как она оказалась на Самофраки? Ответа на этот вопрос до сих пор не существует.
В 1863 году археолог Шарль Шампуазо раскопал огромное мраморное изваяние. Высота находки достигала более трех метров. Местные жители утверждали, что когда-то скульптура приветствовала корабли у входа в гавань, хотя другие считали, что ее место было у источников, где она участвовала в ритуальных церемониях кабиров. Так или иначе, Ника Самофракийская до сих пор остается тайной, манящей любопытные умы.
С давних времен остров Самофраки считался священным местом для поклонения загадочным кабирам — древнейшим божествам, которые, как гласит предание, существовали задолго до олимпийских богов. Эти могущественные существа обладали невероятной магической силой и могли защитить от несчастий и бед. На острове также существовала каста мистических жрецов, которые устраивали ночные празднества с музыкой, танцами и вином. Римский оратор Цицерон называл эти ритуалы оргиями, подчеркивая их особую атмосферу таинственности и распущенности.
Когда в 1863 году на Самофраки французский консул Шарль Шампуазо обнаружил мраморную скульптуру, он предположил, что это изображение одной из греческих богинь. Находка отправилась во Францию, где ученые датировали ее примерно 190-м годом до н. э. Установить ее принадлежность не составило труда: это была богиня победы Ника, которая в римской мифологии известна как Виктория.
В роли богини победы Ника не принимала участие в мифологических баталиях или интригах. Ее образ символизировал триумф, но сам персонаж оставался скорее парафразой идеи, чем полноценным действующим лицом. Ника украшала руку Зевса в знаменитой статуе Фидия в Олимпии, ее же держала Афина в качестве олицетворения греческого превосходства и силы богов.
Ника была рождена океанидой Стикс и титаном Паллантом. Сестры — Сила, Мощь и Зависть — дополняли ее миссию — возвеличивать триумф других богов и подчеркивать их превосходство.
С 1863 г. Ника Самофракийская занимает достойное место рядом с Венерой Милосской в Лувре, продолжая вдохновлять миллионы зрителей.