В СМИ часто можно услышать про суннитов, про шиитов, и про то, что между ними есть какое-то «недопонимание», выражающееся даже в военной форме (как между Саудовской Аравией и Йеменом). При этом, если попытаться выяснить разницу между двумя этими направлениями, то, как правило, там будет очень много запутанных формулировок и в результате все равно «внешний наблюдатель», глубоко не погруженный в тему, ничего не поймет.
Прочитав несколько десятков подобных объяснений, мы решили попробовать сделать свое собственное, максимальное простое по смыслу. На наш взгляд, легче всего понять разницу, если посмотреть, как эти два течения образовались.
Изначально все мусульмане были едины. Но это было недолго – при жизни пророка Мухаммеда в 7 веке нашей эры. Этот пророк, собственно, и является родоначальником ислама. Бог (Аллах) через него послал эту веру людям. То есть Мухаммед в исламе, это такой же пророк, как Моисей в иудаизме или Иисус в христианстве (хотя аналогия не полная).
К слову сказать, и Моисея, и Иисуса ислам тоже признает в качестве пророков. Если не ошибаемся, Иисус у них даже второй по значимости пророк после Мухаммеда. Правда называется он на арабский манер «пророк Иса», а пророк Моисей у них – «пророк Муса».
Так вот: пророк Мухаммед принес ислам, но после его смерти (в 632 году) начались разногласия: кого считать продолжателем дел пророка?
И вот тут верующие разделились на две основные группы (собственно, суннитов и шиитов).
- Первые считали, что продолжателем должен стать человек по имени Абу Бакр. Это был ближайший соратник Мухаммеда (примерно как апостол Петр был соратником Христа). Также он являлся отцом жены Мухаммеда, то есть его тестем. Но он не был кровным родственником пророка (это важно).
- Вторая же часть мусульман посчитала, что место Мухаммеда должен занять его двоюродный брат – Али. То есть кровный родственник.

Таким образом, мусульмане разделились как бы на две политические силы, каждая из которых продвигала своего лидера.
При этом, тех кто выступал за Абу Бакра было больше, поэтому на голосовании выбрали его и он стал первым праведным халифом (грубо говоря, это как «Папа Римский» или «Патриарх», только у мусульман).

После Абу Бакра «родословная» халифов пошла по суннитской линии. Вторым праведным халифом стал Умар (также ближайший сподвижник Мухаммеда), а третьим – Усман.

Усман был не только сподвижником пророка Мухаммеда, но и его зятем (родственником, но тоже не кровным). Жизнь этого человека оборвалась в результате убийства, после чего халифом стал тот самый Али, двоюродный брат пророка Мухаммеда (которого изначально продвигали шииты).

Естественно, в смерти Усмана обвинили шиитов (сторонников Али) и после этого началась религиозная гражданская война (условно говоря, между суннитами и шиитами). Вот с тех самых пор два этих течения и «враждуют». Получается, сунниты и шииты по-разному понимают «цепочку преемственности» в исламе.
Шииты считают, что истинный ислам идет от Мухаммеда через его кровного родственника Али и далее по цепочке кровного родства. Первых трех халифов они не признают. До сих пор шииты признают духовную власть только за потомками (кровными родственниками) пророка Мухаммеда.
Сунниты же считают, что духовная власть может принадлежать любому человеку, если он ведет себя должным образом и достоин столь высокого сана. Соответственно, они признают первых трех халифов (НЕ кровных родственников Мухаммеда).
Таким образом, мы имеем дело с классическим религиозным расколом, при котором верующие «избирают» себе духовных лидеров по разным линиям. Подобные же вещи случались и в христианстве, и в иудаизме, и во многих других религиях.
Фактические различия между суннитами и шиитами
Итак, причины раскола и вражды суннитов и шиитов мы выяснили. Но в чем же заключается фактическая разница в поведении суннитов и шиитов?
Вообще, и те, и другие – это все-таки мусульмане. Не беремся судить точно, но процентов на 80% эти течения совпадают. Разница заключается в нюансах.
Суннитов можно назвать более ортодоксальными мусульманами. Например, они строго толкуют Коран и применяют все те религиозные правила, которые сформировались еще в 7 веке при Мухаммеде. Также они почитают сунны (отсюда и «сунниты») – это предания о жизни Мухаммеда, о принципах его жизни и т.д. (примерно как Евангелие – описание жизни Христа).
Шииты же суннами не руководствуются, их основная книга – Коран. Причем толкуют они его достаточно свободно и могут подстраивать толкование под реалии меняющегося мира. Шиитов можно назвать более «веротерпимыми». Они менее консервативны, дают больше прав женщинам, более открыты прогрессу и т.д. Вообще, шиитов намного меньше, чем суннитов – не более 15% от всех мусульман. И почти половина всех шиитов живет в Иране.
То есть Иран – это главный «форпост» шиитского течения. У суннитов главной страной можно назвать Саудовскую Аравию (в которой расположены два священных города – Мекка и Медина). Это что касается поверхностного разбора данного вопроса.
Мусульмане России – это сунниты или шииты?

Мусульмане составляют около 10% населения России – порядка 15 миллионов человек. Точную цифру назвать сложно, потому что как обычно зависит от того – как считать. Но тем не менее, даже эта средняя цифра – впечатляет. Она больше, чем население таких мусульманских стран как Оман (4 млн), Кувейт (4,2 млн), Туркмения (6 млн), Киргизия (6,5 млн) и даже Азербайджан (10 млн). Примерно сопоставимое число мусульман живет в Сирии (15,5 млн), а это достаточно крупная страна.
Если смотреть на вещи фактически, то большая часть мусульман в нашей стране не относят себя ни к суннизму, ни к шиизму. Ведь, как мы и разбирали выше, сунниты и шииты – изначально это две силы, возникшие в результате религиозного раскола на Ближнем Востоке 1300 с лишним лет назад.
Этот раскол вовсе не означает, что вообще все мусульмане мира обязательно должны занять ту или иную сторону. Но тем не менее, по формальным признакам считается, что мусульмане России в подавляющем большинстве сунниты. Ну, то есть они не называют себя именно суннитами, но их вера больше похожа на ислам суннитского направления.
Есть в России и небольшая доля шиитов. В основном это часть азербайджанцев, некоторые народы Дагестана и некоторые приезжие из Таджикистана (таджики – родственники иранцев, а Иран – шиитское государство).
Вообще, разобраться во всех течениях, направлениях и братствах ислама еще сложнее, чем в христианстве (а в нем тоже, если вспомнить, десятки и сотни течений – православные, католики, протестанты, лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники, кальвинисты и т.д.).
Вот просто для примера. Сунниты сами по себе тоже делятся на 4 группы (4 мазхаба) и одновременно имеется такое течение как суфизм.
При этом суфизм делится на тарикаты (направления, школы). Например, в Чечне есть два основных тариката – накшбандийя и кадирия. Они названы в честь основателей данных направлений (в 14 и 11 веках соответственно). Но и тарикаты делятся на так называемые вирды (братства, кланы). И вот одних только вирдов в одной только Чечне – больше 30 штук.
В общем, тема действительно очень сложная и запутанная. Нужно иметь специальное образование, чтобы разбираться во всех тонкостях и оттенках ислама.
Некоторые и сейчас ничего не слышали про суннизм или шиизм. И это, на наш взгляд, правильно. Ведь вера должна объединять людей, а не делить на сотни групп по принципу калейдоскопа. Но это наше личное мнение, никого не хотим им обидеть.
Источник. Текст и фото: Азиз А.