Перейти к содержимому
Главная » Софийский собор в Киеве: история в тысячу лет, архитектура и внутреннее убранство

Софийский собор в Киеве: история в тысячу лет, архитектура и внутреннее убранство

Софийский собор в Киеве: история в тысячу лет, архитектура и внутреннее убранство

Христианские храмы появились на Руси в X веке. Сначала они были деревянными, что связано с давними традициями зодчества, особенно северного. Летопись рассказывает, что в конце X века в Новгороде был сооружен деревянный собор св. Софии «о тринадцати верхах» и была эта церковь «честно устроена и украшена». В первой половине XI века храм сгорел, как сгорали многие десятки тысяч строений, возведенных русскими зодчими в XI и последующих столетиях. Но о храме осталась не только память. Характерно, что необычное «тринадцатиглавие» этой церкви получило развитие в каменных постройках позднейшего времени.

Не сохранились и древнейшие каменные храмы, хотя раскопки позволили установить план первого киевского собора — Десятинной церкви Успения (989-996), богато украшенной фресками (живопись по штукатурке) и мозаиками (изображение, составленное из разноцветных мелких камешков, кусочков мрамора, окрашенного стекла, смальты, цветной глазурованной керамики).

Таким образом, при сооружении самого значительного архитектурного памятника Киевской Руси — Софийского собора в Киеве (XI век) древнерусская архитектура уже обладала некоторыми традициями монументального зодчества. В основу этого сооружения легла византийская система крестово-купольной церкви. Однако от византийских храмов Софийский собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном новгородском храме. Постепенно и плавно повышаясь к главному куполу, находящемуся в центре сооружения, эти объемы образуют спокойную и величественную композицию, проникнутую силой и особой значительностью.

Интересно!  Ступенчатые колодцы Индии — территория опасной воды

Первоначальный облик собора отличался от современного. С севера, запада и юга его опоясывала открытая галерея, проемы которой впоследствии были заложены; иными были покрытия куполов; стены не были побелены, и ряды кирпича, чередующиеся с широкими полосами розоватой цемянки, придавали храму живописный и нарядный вид.

В целом собор поражал массивностью, даже тяжеловесностью своих форм. Грандиозность, торжественность, представительность определялись ролью Софии как главного архитектурного сооружения города. Художественный образ постройки воплощал идею величия Киевской державы.

Интерьер Софийского собора в Киеве
Galvm/CC BY-SA 4.0

Интерьер Киевского Софийского собора отличается большой живописностью и динамичностью. Здесь много неожиданных точек зрения, богата и сложна игра света и тени. Но главным внутри храма является огромное пространство под центральным куполом, подчиняющее себе боковые помещения, которые погружены в таинственный полумрак.

Стены, своды, абсиды (полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом; внутри церкви помещение абсиды занято алтарем), столбы и купол внутри Софии покрыты мозаичными и фресковыми изображениями святых и сцен на библейские и евангельские сюжеты.

Нам сейчас далек отвлеченный религиозный характер этих мозаик и фресок. Но глядя на живописное украшение древнейшего храма, мы можем постичь тот жизненный смысл, который вкладывался художниками в изображения. Очевидно, окружающий мир казался древним живописцам стройным и нерасторжимым целым, все части которого находятся в строгой зависимости друг от друга. Это был решительный шаг вперед по сравнению с неясными представлениями языческих времен.

Интересно!  Владимир Маковский — признанный мастер бытового жанра

Но еще важнее было то, что, изображая святых, художники показали нравственную силу и стойкость человека, его высокие моральные качества. В этих образах они подчеркнули черты защитников и покровителей людей. Недаром одним из центральных изображений Софии является образ богоматери-оранты, которой русские люди дали наименование «Нерушимой стены». Недаром так много в Софии и изображений святых-воинов, в которых древнерусские художники воплощали идеал смелого человека, защитника земли русской.

Главное фото: Rbrechko/CC BY-SA 4.0.

Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии