Главная » Софийский собор в Киеве: история в тысячу лет, архитектура и внутреннее убранство

Христианские храмы появились на Руси в X веке. Сначала они были деревянными, что связано с давними традициями зодчества, особенно северного. Летопись рассказывает, что в конце X века в Новгороде был сооружен деревянный собор св. Софии «о тринадцати верхах» и была эта церковь «честно устроена и украшена». В первой половине XI века храм сгорел, как сгорали многие десятки тысяч строений, возведенных русскими зодчими в XI и последующих столетиях. Но о храме осталась не только память. Характерно, что необычное «тринадцатиглавие» этой церкви получило развитие в каменных постройках позднейшего времени.

Не сохранились и древнейшие каменные храмы, хотя раскопки позволили установить план первого киевского собора — Десятинной церкви Успения (989-996), богато украшенной фресками (живопись по штукатурке) и мозаиками (изображение, составленное из разноцветных мелких камешков, кусочков мрамора, окрашенного стекла, смальты, цветной глазурованной керамики).

Таким образом, при сооружении самого значительного архитектурного памятника Киевской Руси — Софийского собора в Киеве (XI век) древнерусская архитектура уже обладала некоторыми традициями монументального зодчества. В основу этого сооружения легла византийская система крестово-купольной церкви. Однако от византийских храмов Софийский собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном новгородском храме. Постепенно и плавно повышаясь к главному куполу, находящемуся в центре сооружения, эти объемы образуют спокойную и величественную композицию, проникнутую силой и особой значительностью.

Интересно!  Где находится самый длинный в мире стеклянный мост

Первоначальный облик собора отличался от современного. С севера, запада и юга его опоясывала открытая галерея, проемы которой впоследствии были заложены; иными были покрытия куполов; стены не были побелены, и ряды кирпича, чередующиеся с широкими полосами розоватой цемянки, придавали храму живописный и нарядный вид.

В целом собор поражал массивностью, даже тяжеловесностью своих форм. Грандиозность, торжественность, представительность определялись ролью Софии как главного архитектурного сооружения города. Художественный образ постройки воплощал идею величия Киевской державы.

Интерьер Киевского Софийского собора отличается большой живописностью и динамичностью. Здесь много неожиданных точек зрения, богата и сложна игра света и тени. Но главным внутри храма является огромное пространство под центральным куполом, подчиняющее себе боковые помещения, которые погружены в таинственный полумрак.

Мозаика Софийского собора в Киеве, XI век

Стены, своды, абсиды (полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом; внутри церкви помещение абсиды занято алтарем), столбы и купол внутри Софии покрыты мозаичными и фресковыми изображениями святых и сцен на библейские и евангельские сюжеты.

Нам сейчас далек отвлеченный религиозный характер этих мозаик и фресок. Но глядя на живописное украшение древнейшего храма, мы можем постичь тот жизненный смысл, который вкладывался художниками в изображения. Очевидно, окружающий мир казался древним живописцам стройным и нерасторжимым целым, все части которого находятся в строгой зависимости друг от друга. Это был решительный шаг вперед по сравнению с неясными представлениями языческих времен.

Интересно!  Что такое Запорожская АЭС? Кто создал станцию?

Но еще важнее было то, что, изображая святых, художники показали нравственную силу и стойкость человека, его высокие моральные качества. В этих образах они подчеркнули черты защитников и покровителей людей. Недаром одним из центральных изображений Софии является образ богоматери-оранты, которой русские люди дали наименование «Нерушимой стены». Недаром так много в Софии и изображений святых-воинов, в которых древнерусские художники воплощали идеал смелого человека, защитника земли русской.

Фото: © Rbrechko

, , , ,
Расскажите друзьям