Главная » Большая коронационная карета (XVIII в.)

Большая коронационная карета (XVIII в.)

Во время пребывания в Париже в 1717 году русский царь Петр I ездил в разных каретах, а однажды его привели в королевский конюшенный двор, чтобы продемонстрировать лучшие экипажи. Царю, желавшему короноваться на императора, нужна была особая коронационная карета. С учетом своего двухметрового роста он просил изготовить ему карету поболее, 7 м длины. Этот почетный и дорогой заказ выполнила известная во Франции фирма – мануфактура Гобеленов.

Коронационная карета была вся сделана из дерева, внутри обита бархатом и плюшем, имела сплошные занавеси на всех восьми окнах. Железные ободья стягивали передние малые и задние большие колеса. На крыше красовалась корона – свидетельство принадлежности к царскому двору. С немалым трудом, с некоторыми поломками удалось перевезти дорогой золоченый экипаж в строившийся на Неве северный город. Эта карета служила императору Петру I, его жене Екатерине I, затем Екатерине II.

Большая французская коронационная карета, 1717 г. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Большая французская коронационная карета, 1717 г. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

В начале XVII века и позднее, вплоть до середины XIX века, кареты являлись основным средством передвижения между городами и странами. Состоятельные мужчины ездили, как правило, верхом, а вот для духовенства, женщин, детей и багажа требовались удобные повозки. Поэтому в Европе дороги делались такой ширины, чтобы на них могли спокойно разминуться две кареты. Немецкие курфюрсты «ввели в моду» обсаживать дороги с обеих сторон липами. Эти посадки укрепляли полотно и создавали определенные удобства — в любую погоду по дорогам можно было катить в открытых экипажах. Листва в солнечный день создавала тень, а в дождливый предохраняла от ветра и чрезмерной влаги.

Читайте также  Кабардино-Балкария: целебные источники и раздолье для горнолыжников

Но кареты еще долгое время оставались не очень надежным транспортом. У них часто «отказывали» колеса: они отваливались из-за чрезмерной тряски. При нехватке смазки колеса быстро начинали «дымить». При неумелом управлении экипажи на крутых поворотах легко переворачивались. Пружинные рессоры появились только в конце XVIII века.

Карета. Мастер Д.-М. Хоппенхаурт. Берлин, 1746 г.
Карета. Мастер Д.-М. Хоппенхаурт. Берлин, 1746 г.

В России, где расстояния между городами были гораздо более длинными, чем в Европе, о дорогах никто не беспокоился. Они были достаточно широкими, но плохими. Поэтому особое внимание уделялось экипажу: он должен был быть крепким, а лошади — выносливыми и свежими. В обычную карету запрягали, как правило, двух лошадей, в почтовую — четверку, а в царский экипаж могли запрячь шесть и боле лошадей. Когда царский экипаж отправлялся в дальнее путешествие, его сопровождали на лошадях сановные особы. В городе впереди царского поезда бежали глашатаи, молодые конюхи держали под уздцы лошадей.

Основная проблема экипажей XVI и XVII веков заключалась в том, что на узких городских улицах они с большим трудом могли разворачиваться — у них отсутствовал поворотный механизм передних колес. И поэтому сопровождавшим их лакеям, гайдамакам приходилось спрыгивать, вручную поднимать задние колеса и ставить карету в нужном направлении. Примерное через каждые 15-20 км лошадей приходилось менять. С этой целью на дорогах создавались специальные станции. Скорость почтовой кареты едва достигала 15 км в час.

Коллекция карет XVII и XVIII вв. в Музее карет. Лиссабон
Коллекция карет XVII и XVIII вв. в Музее карет. Лиссабон

Самые лучшие кареты в Европе до XVIII века изготавливались в Англии. Свидетельством тому является большая английская карета конца XVI века русского царя Бориса Годунова. Этот подарок ему сделал английский король Яков I.

Читайте также  Главные отличия: какими будут упрощенные Lada Niva

Технический прогресс того времени, новые инструменты для обработки дерева, железа, стекла позволили английским мастерам создавать прочные и удобные экипажи, они также начали использовать кожаные рессоры, которые позднее заменили пружинными. Но российские коронованные и сановные особы заказывали дорогие экипажи в основном во Франции и Германии.

Коллекция карет XVII и XVIII вв. в Музее карет. Лиссабон
Коллекция карет XVII и XVIII вв. в Музее карет. Лиссабон

С XVIII века пальма первенства в изготовлении роскошных и удобных карет перешла к французским мастерам, тогда же с ними стали соперничать немецкие ремесленники. Русские мастера каретного дела учились в основном в Германии, потом возвращались на родину и начинали сами изготавливать разные экипажи.

Отечественные кареты начали создаваться в XVII веке в Конюшенном приказе Московского Кремля. Когда столицей стал Санкт-Петербург, лучшие из мастеров перебрались в северную столицу, где на конюшенном дворе трудились российские и иноземные мастера.

Как ни странно, но в России самым лучшим временем года для поездок в экипажах считалась зима. Снег делал все дороги гладкими, твердыми, скрывал их изъяны. Тогда кареты с колес переставлялись на полозья и назывались они возками.

В Оружейной палате Московского Кремля находится 17 карет XVI-XVIII вв.
В Оружейной палате Московского Кремля находится 17 карет XVI-XVIII вв.

Дворяне, согласно царским указам до конца XVII века, летом могли ездить только верхом, а зимой — в возках, запряженных одной лошадью. В каретах, запряженных двумя лошадьми, разрешалось ездить боярам, думным дьякам. В большой праздник, например на свадьбу, можно было запрягать четверку.

Кареты еще долго — до конца XIX века, когда они превратились в рессорные коляски, — оставались частным и общественным средством передвижения.

Использованы материалы: Кубеев М.Н. «Сто великих сокровищ и реликвий», ООО «Издательский дом «Вече».
Фото: Shutterstock.

, , , , , ,

Расскажите друзьям