Когда Петр I находится в столице Франции в 1717 году, он использовал для передвижения разные кареты, а как-то раз получил возможность посетить королевский конюшенный двор, чтобы посмотреть на лучшие экипажи. Русскому царю, желавшему провозгласить себя императором, нужна была особая коронационная карета. Так как Петр I был очень высоким, он заказал карету длиной 7 м. Изготовила карету для царя известная мануфактура Гобеленов во Франции.
В качестве основного материала для ее изготовления использовалось дерево, внутренняя часть кареты была обита бархатом и плюшем, также на каждом окне имелась занавесь. Ободья, выполненные из железа, стягивали передние и задние колеса. На крыше была установлена корона, олицетворяющая собой принадлежность к царскому двору. Транспортировка готовой золоченой кареты отняла много сил и времени. Она была доставлена в будущую северную столицу. Эта карета использовалась Петром I, его супругой Екатериной I, а затем Екатериной II.
В начале 17-го столетия и до середины 19-го, кареты были основным средством передвижения между странами и городами. Мужчины с высоким уровнем достатка передвигались на лошадях, а представители церкви, женщины и дети перемещались только в каретах, также в них перевозили личные вещи. Поэтому в Европе дороги были очень широкими, чтобы хватило места для двух карет. Немецкие представители знати распространили практику обсаживания дороги липами. Благодаря деревьям укреплялось полотно, и обеспечивалась защита от ветра, солнца и осадков, что позволяло передвигаться в открытых каретах с максимальным комфортом.
В России расстояния между населенными пунктами были намного больше, при этом дорогам не уделяли так много внимания, как в Европе. Они были широкими, но их качество находилось на низком уровне. Поэтому для передвижения нужна была прочная карета и выносливые лошади. В обычную карету запрягали двух лошадей, в почтовую – четыре, в царский экипаж – минимум шесть. Когда карета, перевозившая представителей царской семьи, отправлялась в путешествие, ее сопровождали на лошадях сановные особы.
Главной проблемой экипажей в 16 и 17 веках было то, что на узких улицах в черте города им было сложно развернуться, так как конструкция не включала в себя поворотный механизм передних колес. Поэтому лакеи и гайдамаки вручную меняли ее положение, поднимая задние колеса. Примерно через каждые 15-20 км нужно было запрягать новых лошадей. Так на перевалочных пунктах появились станции. Карета, перевозившая почту, могла двигаться со скоростью 15 км/ч.
Англия была той страной – где создавались лучшие кареты, страна сохраняла лидирующее положение до 18-го века. Одним из примеров работы мастеров является большая английская карета, изготовленная в конце 16-го века для Бориса Годунова. Карету в качестве подарка царю преподнес английский король Яков I.
В тот период английские мастера создавали экипажи, сочетающие в себе высокие показатели прочности и удобства, что стало возможным благодаря новым инструментам для обработки материалов и последним достижениям науки и техники. Тогда же появились первые кожаные рессоры, позже вместо них стали использоваться пружинные аналоги. При этом представители царской семьи и знати из России для заказа дорогих экипажей обращались в мастерские Франции и Германии.
С 18 века Франция стала той страной, где изготавливали самые лучшие кареты, конкуренцию ей составляла Германия. Русские мастера ездили в Германию, чтобы научиться изготавливать кареты, а после завершения обучения возвращались и запускали собственное производство экипажей.
Конюшенный приказ стал тем местом, где начали массово изготавливать и выпускать кареты. Когда статус столицы перешел Санкт-Петербургу, лучшие мастера приезжали в город на Неве, чтобы присоединиться к конюшенному двору.
В России лучшим временем года для совершения поездок на каретах была зима. Снег делал дороги гладкими, их поверхность становилась твердой. С карет снимали колеса и ставили на полозья, поэтому они легко скользили по снегу и назывались возками.
Представители дворянства в соответствии с царскими указами до конца 17 века в летний период могли передвигаться только на лошадях, а зимой – в возках, запряженных одной лошадью. В каретах с двумя лошадьми могли передвигаться бояре и думные дьяки. Если праздновалась свадьба, то разрешалось использовать карету, запряженную четырьмя лошадьми. Кареты вплоть до конца 19 века были основным средством передвижения.
Фото: Shutterstock.