Главная » Как советская подлодка оказалась в степи за тысячи километров от моря?

Как советская подлодка оказалась в степи за тысячи километров от моря

Одним из значимых событий для Тольятти 18 лет назад стало размещение на суше подводной лодки Б-307. Субмарина оказалась в чистой степи, за 4,5 км от ближайшего водоема и за сотни километров от моря. Как удалось провернуть такую операцию, и зачем она понадобилась?

Коротко об истории подлодки Б-307

Б-307 — это дизельная подводная лодка, построенная по проекту 641 Б «Сом». Субмарина впервые была спущена на воду в Нижнем Новгороде (Горьком) в 1980 году. В том же году она начала боевое дежурство в составе Северного флота. За время службы подлодка смогла побывать в разных уголках мира, в том числе входила в акваторию Средиземного моря.


Плановый ремонт был начат в середине 1990-х годов и затянулся на 5 лет вместо положенных двух. Недостаток финансирования и развитие военных технологий привело к тому, что подлодка банально устарела и уже стала ненужной ВМФ, несмотря на готовность ремонтных работ на уровне 90%. В дальнейшем ее ожидала незавидная участь — порезка на металлолом. Если бы не руководство АвтоВАЗа, которое решило создать технический музей.

Читайте также  На Урале представили грузовой электровоз нового поколения

Настоящая, боевая подводная лодка могла стать главным и уникальным экспонатом. И к счастью, как раз было открыто окно возможностей, чтобы заполучить такой «артефакт» в экспозицию. Командование ВМФ РФ удовлетворило просьбу и передало музею списанный корабль.

Чтобы подготовить подлодку Б-307 к переходу в Тольятти, судно было поставлено на переоборудование в знаменитый док «Трех эсминцев», который эксплуатируется на Кронштадтском судоремонтном заводе. Предварительно лодку загерметизировали, избавили от излишнего балласта, поставили понтоны.


«Спецоперация» по транспортировке из Балтики в Тольятти началась 1 ноября 2003 года. Б-307 прошла достаточно сложный маршрут даже для надводного судна, а уж тем более для массивного подводного корабля. Ей пришлось пройти Ладожское, Онежское и Белое озеро, преодолеть шлюзы Мариинской системы и Волги. Общее расстояние перехода — более 2200 км.

Сухопутный участок дистанции

Сухопутная часть перехода составила всего 4,5 км. Но это, пожалуй, самый сложный участок, для прохождения которого пришлось придумывать неординарные технические решения. Чтобы подводное судно смогло передвигаться по суше, был изготовлен настил, напоминающий лыжу, длиной 91 м. Кильблоки такого приспособления повторяли контуры корпуса и позволяли надежно зафиксировать его.

Читайте также  Какие бывают энергоэффективные дома?

Еще одна проблема — выход из вод Волги на сушу. Чтобы вытащить субмарину, пришлось дополнительно углублять дно и выравнивать уклон прибрежной зоны.

В музей по специально созданной дороге подводную лодку доставили зимой 2005 года.

Фото: Shutterstock.

, , , ,

Расскажите друзьям