Главная » Памятники живописи русского средневековья

Древнерусское искусство в период с IX по XVII века

Древнерусское искусство волнует и восхищает гармонией красок, красотой линий, совершенством и ясностью композиции, смелой обобщенностью формы, в основе которых всегда лежали впечатления от реальной действительности.

В эпоху феодальной раздробленности на Руси было много культурных центров, в которых складывались местные школы иконописи.

Познакомимся с произведениями мастеров XI-XVI веков, относящихся в художественным школам Киевской Руси, Владимиро-Суздаля, Ростова, Твери, Новгорода, Пскова.

Мозаика "Дмитрий Солунский" (ок. 1113)

Мозаика «Дмитрий Солунский» (ок. 1113) привезена в Москву из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. В образе воина нашли отражение патриотические идеалы, суровая героика Киевской Руси. Монументальная, величественная фигура, горделивая осанка, юное мужественное лицо, богатство воинского убранства — таким представлялся русским людям той поры идеальный воин. Золото фона и кольчуги объединяется в гармоническом звучании с лилово-розовыми, темно-бирюзовыми, белыми, голубыми тонами одежды, вызывая впечатление торжественного великолепия.

Богоматерь Владимирская. Двусторонняя икона первая треть 12 века

«Богоматерь Владимирская» (начало XII в.), икона работы греческого мастера, была привезена в Киев из Византии. Название Владимирской получила после перенесения ее в 1155 году во Владимир. В 1395 году была помещена в Успенском соборе Московского Кремля. Живопись XII века, сохранившаяся только на лицах, построена на мягких, едва заметных красочных переходах. Выражение благородства материнской скорби, нежности сына и матери потрясает своей человечностью и убеждает в глубокой связи этого образа с жизнью.

«Благовещение Устюжское» (XII в.) принадлежит к числу выдающихся произведений древнейшего периода. Икона была привезена в Москву в XVI веке из Юрьева монастыря в Новгороде. Передана сцена из евангелия. Архангел Гавриил приносит Марии весть, что у нее родится Христос. Величественная торжественность и монументальность форм роднит это произведение с иконами киевской школы.

«Никола» (XII — начало XIII в.) относится также к памятникам новгородской живописи. В изображение святого вложено представление о мудреце, учителе жизни, полном сосредоточенной, напряженной мысли.

Новгородская школа иконописи в период монголо-татарского нашествия стала хранительницей национальных художественных традиций. От торжественных, величественно-суровых икон Киева новгородская иконопись XIV — XV веков отличается энергичными многофигурными композициями, ярким динамичным цветом (особенно любима новгородцами алая киноварь), простонародным типом крепких, приземистых святых.

«Чудо Георгия о змие» (начало XV в.)

«Чудо Георгия о змие» (начало XV в.) заставляет вспомнить сказочных богатырей. Торжествующе победный красный цвет плаща Георгия, динамика движений прекрасно выражают дух бодрости и оптимизма, свойственный новгородской иконописи.

Интересно!  Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1887

В основу сюжета иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (конец XV в.) легло реальное историческое событие: победа новгородцев над суздальцами в 1169 году. Иконописец разбивает поле иконы на фризы, с тем чтобы последовательно изложить исторический факт. Вверху — новгородцы молятся иконе и затем переносят ее в Детинец. В среднем ряду представлены переговоры между новгородскими и суздальскими послами, в нижнем — победа новгородского войска над суздальским.

«Положение во гроб» (XV в.) из Каргополя во многом близка иконописи Новгорода. Трагическим пафосом наполнена сцена оплакивания Христа. От застывшей в печальной неподвижности богоматери, склонившейся над лицом Христа, напряженность чувств постепенно возрастает, выливаясь криком горя в жесте взметнувшихся рук Марии Магдалины. Икона поражает совершенством композиции, выразительностью линий, силуэтов, сгармонированностью красок.

Псковская школа живописи, близкая к новгородской, отличается непосредственностью и экспрессивностью образов, иным колористическим строем икон, основанным на сочетании густо-зеленых и оранжево-красных тонов. Такова, например, икона «Избранные святые» (XIV в.). Святые Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий застыли в напряженной сосредоточенности. Особое строение лиц, симметричность композиции, колорит, построенный на двух цветах — красном и зеленом, сплошная орнаментация одежд делают эту икону типичным образцом псковской иконописи.

В иконе «Троица» (конец XV — начало XVI в.) суровость и торжественная бесстрастность ангелов оттенена суетливыми движениями людей. Троица предстает как воплощение всесильного и беспощадного божества, которому служат люди.

Богоматерь Донская. Успение Богоматери. Двусторонняя икона 1380-1390 гг.

Феофан Грек (ок. 1350 — ок. 1410) — византийский мастер, долгие годы работавший на Руси. Ему предположительно приписываются две иконы: «Богоматерь Донская» (на обороте «Успение», конец XIV в.) — двусторонняя переносная икона, названная Донской в связи с легендой, по которой икону брали в поход Дмитрия Донского против монголо-татар, и «Преображение» (конец XIV в.), отмеченная напряженной страстностью образов, экспрессивной манерой изображения.

Среди мастеров московской школы выдающееся место занимает Андрей Рублев (ок. 1370 — 1430), гениальный русский живописец, соединивший в своих работах высокую одухотворенность и гуманность образов с совершенством формы.

Святая Троица, 1422-1427. Андрей Рублев

«Троица» (1420-е гг.) — прославленное произведение знаменитого мастера. В основу изображения легла библейская легенда о явлении трех ангелов старцу Аврааму и его жене Сарре. В соответствии с христианской легендой сцена, изображенная Рублевым, имела сложный символический смысл. В центре — чаша, издавна обозначавшая трагическую готовность принести себя в жертву. Тихой грустью, глубокой человечностью, раздумьем овеяны образы ангелов, объединенных в круговую композицию плавной гибкостью линий. В наклонах фигур друг к другу чувствуется взаимное доверие, связывающая их внутренняя близость. Краски иконы, светлые и звучные, рождают ощущение ясности и гармонического покоя. В этой светлой одухотворенности образов заключена главная мысль иконы — призыв к миру и душевному единению, к тому, в чем нуждалась родина и о чем мечтали русские люди в годы освобождения от монголо-татарского ига.

Интересно!  Владимир Маковский — признанный мастер бытового жанра

«Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» (начало XV в.) — фрагментально сохранившаяся живопись тем не менее дает представление о замечательном линейном и колористическом мастерстве Рублева, об удивительной выразительности образов.

Дионисий (середина XV — первая четверть XVI в.) — другой прославленный мастер древности, известный росписями в храме Ферапонтова монастыря под Вологдой.

«Спас Вседержитель» (1500) отличается характерным для Дионисия изысканным сочетанием нежных светлых красок, создающих впечатление праздничности образов.

Святитель Алексий, Митрополит Московский, с житием (около 1481)

В иконе «Алексий Митрополит с житием» (конец XV- начало XVI в.) сцены из жизни Алексия, изображенные в клеймах, выполнены точным и изящным рисунком, тонкой живописью, основанной на сочетании нежных легких тонов.

Икона середины XVI в. «Воинствующая церковь» в иносказательной форме показывает победное возвращение войск Ивана Грозного из-под Казани в 1552 году. Характерным в XVI веке становится выражение политических интересов государства в иконописи, все больше наполнявшейся светскими элементами.

Симон Ушаков (1626-1686) наряду с Иосифом Владимировым способствовал превращению иконописи в светскую живопись. В их работах отвлеченность образа отступает перед реализмом в передаче человеческого облика.

Икона «Спас Нерукотворный»

Икона «Спас Нерукотворный» (1658) свидетельствует о накоплении приемов реалистического изображения, которые проявились в более жизненном написании лика и складок ткани.

Подобные тенденции нашли отражение во многих произведениях XVII века. Из Ярославля происходит икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (конец XVII в.). Очень характерная для того периода подчеркнутая условность, проявившаяся в преувеличении фигуры Иоанна, сочетается в иконе со стремлением художника к изображению реального пространства.

Интересна парсуна (от слова «персона») князя М. В. Скопина-Шуйского (ок. 1630). Появление такого рода портретов было одним из признаков возникновения в России светского искусства.

,
Расскажите друзьям

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии