Главная » Иван Сергеевич Тургенев: начало литературной деятельности

Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883) сыграло громадную роль в духовном и нравственном развитии русского общества, в истории русского реализма, обогатило отечественную и мировую культуру.

В годы пребывания в Московском, а затем в Петербургском университетах Тургенев был демократически настроенным студентом, мечтавшим о республике, об уничтожении крепостного права. Но над политическими и литературными интересами Тургенева-студента превалировал интерес к философии, что было типичным явлением в передовой студенческой среде 30-х годов. В мае 1838 года Тургенев отправился в Германию для слушания лекций по философии и классической филологии в Берлинском университете, являвшемся тогда средоточием гегельянства. За границей он сближается с М.А. Бакуниным и Н.В. Станкевичем, чья благородная и возвышенная личность оказала на Тургенева большое нравственное влияние.

Вернувшись на родину осенью 1841 года, Тургенев не мог не видеть, что в России пора увлечения гегельянством прошла и другие, более практические, социальные и политические, вопросы в первую очередь волнуют те общественные круги, с которыми он общается по возвращении. В Петербурге он знакомится с А.И. Герценом. Зимой 1841 года в Москве Тургенев сближается с приехавшим туда Т.Н. Грановским. Большую роль в судьбе Тургенева сыграло его знакомство с Белинским, начавшееся зимой 1842-1843 года.

В спорах западников и славянофилов Тургенев вслед за Белинским занял отрицательную позицию по отношению к славянофильству. О письме Белинского к Гоголю писатель в споре со славянофилами сказал: «Белинский и его письмо — это вся моя религия».

В письме к К.С. Аксакову от 16 января 1853 года Тургенев рассматривает как трагическую сторону русской народной жизни ту отсталость и патриархальность русского быта, которой так восхищались славянофилы.

Под влиянием Белинского складывались литературно-эстетические взгляды Тургенева, развивался его художественный вкус, его восприятие родного языка, к гармонии и красоте которого Белинский, по словам писателя, «был чуток, как никто». Тургенев восхищался таким замечательным качеством Белинского-критика, как «его понимание того, что именно стоит на очереди, что требует немедленного разрешения, в чем сказывается «злоба дня». Это качество Тургенева воспитал и в себе как писателе.

Революция 1848 года застала Тургенева за границей. Глубокое возмущение писателя вызвала кровавая расправа буржуазии с восставшими парижскими рабочими. С волнением он следит за национально-освободительным движением в Венгрии. Узнав о том, что для подавления этого движения Николаем I присланы войска, он пишет П. Виардо: «Для человека с сердцем есть только одно отечество — демократия, а если русские победят, ей будет нанесен смертельный удар».

Интересно!  Иван Саввич Никитин: нравственный облик и характерные особенности поэтического творчества

Впечатления от революционных событий 1848 года нашли отражение в очерках Тургенева «Наши послали» и «Человек в серых очках».

В Париже Тургенев сближается с приехавшим туда Герценом. Их сблизила общая дружба с Белинским, связи с «Современником», вражда к ненавистному николаевскому режиму. Вместе с тем важно отметить, что тургеневский демократизм и гуманизм были ограниченными в том смысле, что Тургенев, подобно Пушкину, боялся «насильственных потрясений». Он любил человечество не по-маратовски, как Белинский. Тургенев еще при крепостном праве рассказывал Мериме о своей боязни крестьянской революции. Тургенев не поднялся до революционных устремлений и социалистических идеалов Белинского и Герцена. Однако в первый период своей жизни и деятельности, в эпоху 30-40-х годов, когда все вопросы сводились к борьбе с крепостным правом, когда еще не произошло решительное размежевание демократических и либеральных тенденций в русском общественном движении, Тургенев занимал демократические позиции. Это нашло свое отражение и в его творческом развитии как писателя-реалиста.

В юношеских литературных исканиях и симпатиях Тургенева отразились и любовь к Пушкину, и увлечение популярным тогда романтизмом. Начало собственно творческой деятельности Тургенева относится к студенческим годам. Его первыми опытами были романтические стихотворения и драматическая поэма «Стено» (1834), в которой сам Тургенев видел «рабское подражание байроновскому Манфреду». В 1838 году в «Современнике» были напечатаны два стихотворения Тургенева. Лирика молодого Тургенева — это преимущественно романтическая лирика, проникнутая грустными размышлениями о рано увядшей жизни, о погибшей любви, полная воспоминаний о печальном прошлом.

Поэма Тургенева «Параша»

Весной 1843 года появилась в печати его «Параша», свидетельствовавшая об отходе молодого поэта от романтизма.

Рисуя картины помещичьего быта, поэт показывает в судьбе Параши, как в условиях пустой жизни дворянской усадьбы гаснут лучшие чувства и стремления молодости.

«Читал ли ты «Парашу»? — Это превосходное поэтическое создание», — писал Белинский Боткину в мае 1843 года. В авторе «Параши» великий критик отметил острую наблюдательность, глубокую и верную мысль, отразившую особенности русской жизни, изящную и тонкую иронию. Указав на творческое восприятие Тургеневым традиций Пушкина и Лермонтова, Белинский уже тогда определил сущность таланта молодого писателя, заметив, что основой его является глубокое чувство действительности.

Поэма Тургенева «Помещик»

Произведения Тургенева в середине 40-х годов характеризуются развитием реализма. В 1846 году в «Петербургском сборнике», изданном Некрасовым, появилась поэма «Помещик». Реалистическое изображение помещичьей жизни сочетается в ней с сатирическим обличением славянофилов.

Белинский назвал поэму «физиологическим очерком поместного быта», связывая ее с теми физиологическими очерками, которые были популярны в середине 40-х годов. Тургенев также намеревался написать ряд очерков из петербургского быта.

Интересно!  Невероятная жизнь и судьба Анны Сниткиной - жены великого писателя Федора Достоевского

Пьеса Тургенева «Неосторожность»

Рано пробуждается у Тургенева творческий интерес к драматургии. В 1843 году он пишет свою первую пьесу «Неосторожность», в которой дает пронизанную тонкой иронией пародию на романтическую мелодраму. Тургенев выступает соратником Белинского и Герцена в их борьбе с лжеромантизмом, мешавшим прогрессивному развитию и русской жизни и русской литературы. В статье о «Фаусте» Гете в переводе Вронченко (1845) он требует обращения литературы к живой современности, к потребностям русской национальной жизни, ее правдивого отображения. Тургенев осуждает романтиков за их равнодушие к социальным вопросам, высмеивает людей, занятых исключительно своими личными сомнениями и недоразумениями, с философским спокойствием проходящих мимо нищих, умирающих с голоду.

Повесть Тургенева «Андрей Колосов»

В 1844 году появился первый прозаический опыт Тургенева — повесть «Андрей Колосов», встретившая сочувственный отклик Белинского. Великий критик нашел в ней «прекрасную мысль» — утверждение жизни действительной над всем ложным и искусственным, связанным с бесхарактерностью и безвольностью в человеке. Тургенев призывает читателя отказаться от всего ходульного и наигранного и быть честным и искренним в своих чувствах по отношению к другим.

Именно этим повесть Тургенева понравилась впоследствии В.И. Ленину. Н.К. Крупская вспоминает: «Когда Ильичу было 14-15 лет, он много и с увлечением читал Тургенева. Он мне рассказывал, что тогда ему очень нравился рассказ Тургенева «Андрей Колосов», где ставился вопрос об искренности в любви. Мне тоже в эти годы очень нравился «Андрей Колосов». Тургенев дает в повести правдивые зарисовки студенческой среды, реалистический тип молодого человека-разночинца, что было тогда новостью в русской прозе. Художественная манера повести шла вразрез с романтическими картинами и стилем повестей Н. Полевого и А. Марлинского.

В последующих двух повестях — «Бретер» и «Три портрета», написанных в 1846 году, Тургенев развенчивал романтическую фигуру «необыкновенного» человека. В образах Лучкова и Лучинова Тургенев раскрыл неприглядный облик дворянских героев романтических и так называемых светских повестей 30-х годов.

Ко второй половине 40-х годов относятся одноактная пьеска «Безденежье» и повесть «Петушков», написанные в художественной манере Гоголя. Так Тургенев пробует свои силы и в поэзии, и в драматургии, и в прозе. Он полностью преодолевает свои былые романтические увлечения, все ощутимее сближается его творчество с реальной русской действительностью.

, ,
Расскажите друзьям